Печать

Новая дидактика – забота министра

Однако главное, что тревожило М.И.Махмутова с первых лет его работы министром просвещения Татарстана - школьный учебный процесс. Ему не давало покоя шаблонное построение многих уроков, скучный и нудный опрос неуспевающих и, как следствие этого, поверхностные знания учащихся, их пассивное отношение к новому учебному материалу и к обучению в целом.

Как качественно изменить учебный процесс? Как перевести учащихся от догматического заучивания учебного материала к его осмысленному усвоению? Как включить в процесс познания, развить их самостоятельность и активность? Как добиться педагогического творчества учителя на каждом из уроков? Эти вопросы заставили обратиться к педагогическому наследию - сочинениям И.Дистервега, Песталоцци, К.Д.Ушинского, американского философа Дж. Дьюи и других корифеев прошлого. Он консультировался с ведущими педагогами страны - М.А. Даниловым (впоследствии - первый оппонент Махмутова М.И. по докторской диссертации), Г.И.Щукиной, И.Т. Огородниковым и другими учеными-педагогами Академии педагогических наук.

Много внимания уделяет министр изучению опыта лучших педагогов - он посещает уроки в Казани и Москве, Ленинграде, советуется с коллегами из братских союзных республик, посещает городские и сельские школы Татарии. Вместе с директорами 99-ой школы Е.П.Скворцовой и 94-ой – И.П.Альтшулером, с учителями А.К.Коробицыным, М.И.Даминовой, А.Р.Зарифовым, Л.М.Керженевичем и другими ведет экспериментальную работу по проблемному обучению. Постепенно определились некоторые новые идеи построения урока, они требовали практического доказательства. И тогда по субботам министр просвещения становился учителем в одной из школ. (см. очерк В. Байдерина в "Известиях" "Урок ведет министр").

М.И. Махмутов был убежден, что на уроке учащиеся должны не просто заучивать "разжеванные" учителем готовые выводы науки, а под его руководством уметь самостоятельно решать познавательные задачи, развивающие не столько память, сколько мышление. Чтобы на уроке постоянно был вопрос "Почему?" и поиск ответа на него (потому что...), процесс обучения должен быть проблемным. Таков наиболее общий вывод. Поэтому нужна специальная организация процесса самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Так, начиная с конца пятидесятых годов, М.И. Махмутов постепенно становится инициатором и организатором исследований нового направления советской дидактики в Татарии - проблемы развития познавательной активности и самостоятельности школьников. Решением этой сложной задачи под руководством Министерства просвещения занимаются все - от учителя до министра. На первом этапе исследования ведутся на базе трех средних школ (№1, 27, 85) г. Казани вместе с сотрудниками МГПИ им. Ленина под руководством заведующего кафедрой педагогики профессора И.Т. Огородникова

Уже первые результаты научных изысканий М.И.Махмутова в области дидактики, представленные на всесоюзных и всероссийских конференциях, изложенные в книге "О воспитании самостоятельности учащихся" (Казань, 1964) и ряде статей, получают положительные отзывы ученых педагогов. Так, один из ведущих дидактов страны академик М.И.Скаткин, анализируя состояние в современной дидактике в работе "Активизация познавательной деятельности в обучении" (1965г.), отмечает большую работу по внедрению в процесс обучения элементов проблемного обучения, проводимую учителями Татарии, и обстоятельный анализ и обобщение этого опыта даны в книге М.И.Махмутова "Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью" (1965г.).

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ