Печать

Директор НИИ профтехпедагогики АПН СССР

70-80-е годы научной и научно-организаторской деятельности М.И.Махмутова связаны с созданием в Казани Научно-Исследовательского Института профессионально-технической педагогики АПН СССР.

Введение в стране всеобщего среднего образования, а также необходимость подготовки высококвалифицированных рабочих для народного хозяйства обусловили создание нового типа учебного заведения - средних профессионально-технических училищ. Впервые перед учеными-педагогами была поставлена актуальнейшая проблема исследования общего образования рабочего класса. Возглавить новое направление советской педагогики было поручено М.И. Махмутову. Энциклопедические знания в различных областях знаний, организаторский опыт и несомненный авторитет видного дидакта позволили ему в сравнительно короткий срок создать творческий коллектив исследователей, возглавивших ряд основных направлений дидактики и методики профтехобразования в стране.

Работая в тесном контакте с крупнейшим специалистом в области профессионального образования академиком С.Я. Батышевым, основное внимание М.И.Махмутов уделил разработке концепции исследований Института, которая была опубликована в журнале "Советская педагогика". Основная идея, предложенная ученым, заключается в органическом сочетании общего и профессионального образования на основе реализации принципов политехнизма, профнаправленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей и т.д.

 

Мирза Исмаилович не только успешно направляет деятельность ученых института, но и лично возглавляет основное направление исследований по проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования. Стимулирование исследовательской деятельности в области теории воспитания М.И. Махмутов подкрепляет личным участием в работе целого ряда конференций, проводимых Институтом. Он выступает на Всесоюзных научно-практических конференциях по вопросам: эстетического воспитания учащихся ПТУ в системе развивающего обучения, особенности воспитательного процесса в средних ПТУ и пути дальнейшего его совершенствования, проблемам наставничества.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ