Печать

Концепция методов проблемного обучения

Второе направление исследований М.И. Махмутова было также значительно: им была разработана новая концепция методов обучения. Идея о необходимости исследования данной проблемы была подсказана Мирзе Исмаиловичу академиком М.А.Даниловым, предлагавшим опираться в таких поисках не столько на теорию методов 20-х годов, не на источниковую систему, а на психологические основы активизации познавательной деятельности учащихся.

В монографии "Проблемное обучение: Основные вопросы теории" (издана на Кубе в переводе на испанский язык) - Мирза Исмаилович впервые приводит отличное от существующего в дидактике определение метода обучения как теоретического знания: "Дидактический метод - это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели".

На основе прежних исследований проблемы методов обучения М.И.Махмутовым проделана следующая работа:

- дан критический анализ традиционной системы "источниковых" методов обучения (рассказ, беседа, показ и др.) и разработана концепция системы дидактических методов проблемного обучения;

- обосновано положение о том, что метод обучения не является простым педагогическим действием (способом), он должен трактоваться главным образом как педагогическое знание по управленческой деятельности преподавателя, т.е. знанием по организации и управлению учебной деятельностью учащихся;

- предложена новая интерпретация методов обучения дано определение метода как системы регулятивных принципов и правил педагогического взаимодействия учителя и учащихся по решению определенного круга дидактических задач; таким образом, методы обучения трактуются как педагогическое знание как действовать;

 

- предложена номенклатура методов (с учетом прежних названий), отражающих разные уровни познавательной самостоятельности учащихся: исследовательский, эвристический, диалогический, исполнительский, поисковый, частично-поисковый и др. методы, применяемые в зависимости от той или иной педагогической ситуации, например, при решении задачи, чтении текста, написании сочинения и т.д.;

- введено понятие "бинарности" методов, как обусловленное понятием "субъектности ученика" объективное целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения учебного материала;

- разработана номенклатура методов учения и преподавания; бинарные методы трактуются как синтез разнохарактерных процессов деятельности учителя и учащихся;

- предложена новая более совершенная классификация общих и бинарных методов (на основе уровня познавательной самостоятельности учащегося);

- дано обоснование места и роли проблемных методов в системе трудового и профессионального обучения.

Новая трактовка методов обучения стала теоретическим знанием учителя. Что дало это знание? Оно способствовало упрочению в сознании учителя новой цели - учить ученика учиться, а не заучивать. Поиски способов достижения этой цели привели к изменению педагогического мышления в смысле отхода от традиционного понимания методов, возникновению движения за усиление роли и места в учебном процессе проблемных ситуаций и решения проблем, увеличения доли игровых методов, диалога, свободных дискуссий, повысили интерес к инновациям и новым педагогическим технологиям.

Движение за сотрудничество учителя и учащихся приводит и к изменению ценностной ориентации значительной части учащихся в обучении (они больше хотят игровых форм и методов, дискуссий, самостоятельности в учении), повышает их активность как субъектов учебного процесса.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ