Печать

Министр просвещения Татарии

В июне 1958 года по предложению заведующего Отделом областного кокитета КПСС Ф.А. Табеева его назначают Министром просвещения Татарии, где он сталкивается со всеми проблемами послевоенной страны: от мела, программ и учебников, обеспечения школ учителями до строительства школ, реализации разного уровня всеобщего образования, "борьбы" с местными властями за квартиры для учителей и обеспечение питанием детей в детских домах и тысячи других проблем.

Опыт управленческой деятельности Мирза Исмаилович старательно перенимает у своих коллег-министров, у Д.С. Шакирзяновой, в то время заместителя Председателя Совета министров ТАССР.

В конце 1958 года в стране был принят Закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы школьного образования в СССР" и Закон о 8-летнем всеобуче (к 1958 году лишь 30% учащихся первого класса доходили до 7-го). Школы республики нуждались в создании условий для быстрейшего перехода к всеобщему образованию. Велика была потребность в обновлении обветшавшего за 20 лет (с 1940 до 1960 годов) школьного фонда: без строительства новых школ образование не могло уже жить дальше. Без глубокой пропаганды Закона о всеобуче среди родителей и учащихся невозможно было втянуть в обучение подростков. Денег на образование и тогда не хватало, их с великим трудом "выбивали" у московских министерств. В течение многих лет - многочисленные поездки по малым городам и аулам Татарии, встречи с родителями, создание депутатских комиссий при райисполкомах и постоянный кропотливый анализ первых положительных результатов и т.д. и т.п.

Опыт создания в Татарии всеобщей восьмилетней школы был использован М.И.Махмутовым и при организации 11-летней школы с производственным обучением. При его активном участии в республике были построены межшкольные и школьные производственные мастерские, учебные цеха. Большая часть учащихся проходила производственную практику непосредственно на промышленных предприятиях.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ