Печать

Теория и практика проблемного обучения

Важнейшим этапом (1970-1975 гг.) научной деятельности М.И.Махмутова и серьезным вкладом в педагогическую науку явились его работы, посвященные многоаспектному исследованию проблемного обучения. В 1972г. выходит из печати монографическое исследование ученого "Теория и практика проблемного обучения", сразу привлекшая внимание ученых-педагогов. Опираясь на результаты обобщения передового опыта учителей Татарии и на логику развития педагогической науки и процесса обучения, М.И.Махмутов дает обоснование необходимости и закономерности развития новой дидактической системы, он предлагает новый методологический подход систематизации методов обучения. Исходя из связи процесса проблемного обучения с процессом научного исследования, Мирза Исмаилович делает вывод о том, что трансформация методов научного исследования в методы учения может осуществляться только с учетом основных принципов построения методов науки и, одновременно, закономерностей педагогики и психологии мышления.

Впервые в этой книге Мирза Исмаилович в самом общем виде предлагает бинарную систему методов - методов преподавания (информационно - сообщающим, объяснительно - иллюстративной, информационно - побуждающий, побуждающий), и методов учения (исполнительский, репродуктивный, частично - поисковый, исследовательский).

Проблемное обучение трактуется им не как метод или сумма методов исследовательского характера, а как тип обучения М.И. Махмутов исследует логические, дидактические и психологические основы проблемного обучения, синтезирует результаты исследований по данной проблематике, проведенные в нашей стране, а также за рубежом. Об огромном объеме работы говорит тот факт, что в тексте книги использовано около 450 советских и зарубежных источников.

Очень скоро монография Мирзы Исмаиловича становится библиографической редкостью. В 1972 году она была защищена в Институте общей педагогики АПН СССР в качестве диссертации и М.И.Махмутову присуждена ученая степень доктора педагогических наук. В центральной печати на книгу появляются подробные рецензии ведущих советских ученых. Так, академик АПН СССР М.Н.Скаткин, называя монографию М.И. Махмутова "ценной книгой на актуальную тему", подчеркивает, что в советской дидактике впервые проведено монографическое исследование, специально посвященное теории и практике обучения. Исследователь не ограничивается простым описанием опыта, он осмысливает его теоретически, ищет в нем объективные закономерности, сам создает новый опыт на основе теории, используя при этом данные философии, психологии и социологии. В монографии раскрываются важнейшие вопросы: использование противоречий познания в обучении и их роль в усвоении нового знания; совершенствование категориального аппарата дидактики; закономерности научного исследования и проблемного обучения; дидактические и психологические основы проблемного обучения; содержание и сущность учебной проблемы, проблемной ситуации и др.

Ценность данного исследования состоит в том, - пишет М.Н.Скаткин, - что оно выросло из потребностей практики и обращено к практике; оно открывает практике пути эффективного изменения учебного процесса, пути организации такого процесса обучения, который адекватен задаче развития познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся современной советской школы. Эта важнейшая особенность монографии М.И.Махмутова отмечается в рецензиях М.И.Еникеева, Р.А.Низамова и Дж. В.Вилькеева, П.Р. Атутова и других ученых.

Основное теоретическое значение монографии М.И.Махмутова заключается в том, что в ней впервые удалось раскрыть содержание проблемного обучения как целостной дидактической системы, дающей возможность перестроить процесс обучения в принципе. В этот период исследования ученого проводятся по трем основным направлениям: первое - разрабатываются вопросы теории проблемного обучения; второе - исследуются вопросы методов обучения, третье - разрабатывается новый подход к интерпретации урока.

В 1970 году Академия педагогических наук СССР, поддерживая идею проблемного обучения, открыла в Казани дидактическую лабораторию НИИ общей педагогики АПН СССР, которую на общественных началах возглавил М.И.Махмутов. Лаборатория стала научно-методическим центром для учителей Татарии, работающих над вопросами внедрения проблемного обучения в практику. Результатом кропотливых исследований, дискуссий на научно-практических конференциях, семинарах явился выпуск серии методических пособий "Проблемное обучение в школах Татарии” под редакцией М.И.Махмутова. В итоге поисков, теоретических обобщений всех идей внедрения в 1977 году вышла книга М.И.Махмутова и З.Е.Михайловой "От идеи - до внедрения". Авторы, около 20 лет возглавлявшие Министерство просвещения Татарии, на материале работы органов народного образования и школ Татарской АССР раскрывали теоретические и организационно - педагогические основы внедрения достижений педагогической науки и передового опыта, а также пути оптимизации процесса внедрения, направленного на повышение эффективности учебно-воспитательной работы. Книга явилась первой в 6О-70-ые годы работой по данной проблеме, рассчитанной на научных работников, руководителей органов народного образования, методических учреждений, директоров и учителей школ и работников учебных заведений системы профтехобразования.

Ученый не останавливается на достигнутом: в 1975 году в Москве в издательстве "Педагогика" выходит его вторая большая монография: "Проблемное обучение: Основные вопросы теории". (М., 1975). Книга хорошо известна широкому кругу советских педагогов и психологов, и представляет собой одно из важнейших достижений современной советской дидактики.

Теоретическое обоснование проблемного обучения как дидактической системы и типа обучения, проведенное ранее в монографии 1972г., в данной работе значительно обогащается. Выделение и специальный анализ категории "учебная проблема" позволили Мирзе Исмаиловичу с еще большей аргументацией провести анализ учебного процесса, обосновать введение в категориальный аппарат дидактики таких понятий как "учебная проблема", "проблемная ситуация”, “предположение", "гипотеза", "интуиция”, “факт", "проблемный вопрос", "проблемное обучение", "проблемно-развивающая система" и т.д.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ