Печать

Дидактика профессионального образования

Одновременно М.И.Махмутов продолжает дидактические исследования современного урока и методов обучения. После публикации в 1977 году монографии "Организация проблемного обучения в школе", где серьезные теоретические находки получили прикладное осмысление, Мирза Исмаилович осуществляет решение сложнейшей задачи - адаптации основных процессуальных компонентов проблемного обучения к условиям средних профессионально-технических училищ.

В 1980 г. в статьях "Вопросы теории методов проблемно - развивающего" и "Выбор метода в зависимости от содержания учебного материала" впервые в дидактике методы обучения разрабатываются до уровня правил.

Исследователь предлагает 15 инвариантных правил для "общих методов" и 30 правил для бинарных методов. На протяжении всей своей научной деятельности Мирза Исмаилович превосходно понимал, что оптимальные пути развития современной дидактики можно установить лишь в том случае, если удастся выявить закономерности и тенденции развития педагогики в целом. Постоянно возрастающий интерес ученого к методологическим проблемам педагогики особенно ярко проявился в статьях "Современные проблемы дидактики и непрерывное образование" (1980г.), "Вопросы общего образования квалифицированных рабочих" (1981г.), "Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип" (1983г.), "Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профтехучилищах" (1983г.) и т.д.

Многочисленные теоретические работы Мирзы Исмаиловича нашли признание как в нашей стране, так и за рубежом. Наибольшей известностью пользуются две монографии ученого - "Проблемное обучение: основные вопросы теории" и "Современный урок: Вопросы теории". Первая монография переведена на испанский язык и издана в Республике Кубе. "Организация проблемного обучения в школе" переведена на татарский, узбекский, эстонский, литовский, казахский языки; "Современный урок" - на молдавский, чешский, немецкий и китайский языки.

Подводя итоги научной деятельности академика М.И. Махмутова в области теории проблемного обучения, современного урока, методов обучения, а также исследований взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профтехучилищах, можно сказать, что все они имеют фундаментальное значение для развития современной педагогики и находят непосредственное применение в подготовке учителей и перестройке учебно-познавательного процесса.

В сравнительно короткий срок институт становится центром исследования ключевых проблем педагогики профтехобразования в стране, устанавливаются научные контакты с исследовательскими центрами профтехпедагогики за рубежом - в Болгарии, Чехословакии, ГДР, на Кубе, США.

Повышению престижа НИИ профтехпедагогики АПН СССР в значительной степени способствовало создание при нем по инициативе С.Я. Батышева и М.И. Махмутова в 1980 г. Специализированного ученого совета по присуждению ученых степеней доктора наук по специальностям "Теория и история педагогики", "Методика преподавания (общеобразовательные и специальные дисциплины, методика производственного обучения)". Трудно переоценить роль и значение первого в стране Совета по проблемам профессионального образования в подготовке высококвалифицированных научных кадров по вышеназванным специальностям. За эти годы на его заседаниях успешно защитили докторские диссертации известные дидакты и методисты страны, например, А.И. Власенков (Ленинград), И.К. Воеводский (Донецк), Б.С. Герщунский(Москва), В.С. Леднев (Москва), Е.Г. Осовский (Саранск), З.Г. Нигматов (Казань), А.А. Гуменюк (Киев), Д.Ягофарова (Елабуга ) и др. ученые.

Велика его заслуга в области подготовки высококвалифицированных специалистов - педагогов. Под его руководством защищены более 40 кандидатских диссертаций и выполнены более 15 докторских. Многие из учеников и последователей Мирзы Исмаиловича посвятили себя научно-исследовательской работе, преподают в высших учебных заведениях, руководят научными коллективами, работают в органах народного образования. Это, в конечном счете, способствовало значительному росту престижа Института. Если в середине 70-х годов во всех крупных городах Поволжья было 3-4 доктора педнаук, в Казани их было четыре. Теперь в одной только Казани работает более 30 докторов педнаук и 7 докторов психологических наук, среди них 7 членов Российской академии образования. Таким образом, Казань превратилась в серьезный центр педагогических исследований, и возникла возможность создания здесь Поволжского отделение РАО.

М.И.Махмутов достойно представлял советское народное образование и педагогическую науку за рубежом. Он принимал активное участие в международной работе Министерства просвещения СССР, национальной комиссии ЮНЕСКО, был экспертом ЮНЕСКО и членом Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности (при ЮНЕСКО), Советского комитета Всемирного Совета мира, комитета солидарности стран Азии и Африки. Он неоднократно выступал с докладами на международных конгрессах, совещаниях, симпозиумах, причем эти доклады широко обсуждались на страницах советской и зарубежной печати. Педагогической общественности известны его содержательные доклады на зарубежных конференциях: в Джабалпуре (Индия, 1960), Бангкоке (Тайланд, 1964), Варшаве (ПНР, 1964), Александрии (Египет, 1964), Никосии (Кипр, 1967), Париже (Франция, 1969, 1973, 1976 гг.), Токио (1971), Праге (1972), Лаосе (Нигерия, 1976), Шалгатарьяне (Венгрия, 1976), Сиэтле (США, 1991), Берлине (Германия, 1991), Джаксонвиле (США, 1992) Солт-лейк сити (США. 2002); лекции о системе среднего и начального образования, прочитанные в Александрийском, Дамасском университетах, а также в университете "Вышвабхарат" (Индия).

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ