Печать

Развитие системы образования Татарии

Новые программы, требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу в целом, предусматривали переподготовку преподавателей почти по всем предметам. В этот период развивается и укрепляется учебно-материальная база Татарского института усовершенствования учителей (много сделали для обновления содержания работы Института директора И.И.Малкин и М.У.Ягъяев.); изменяется стиль работы журнала Министерства просвещения республики "Совет мәктәбе" (главный редактор Ф.И.Ибрагимов, ныне журнал "Мәгариф"). По инициативе Мирзы Исмаиловича вводится интенсивная система педагогического всеобуча для руководителей органов народного образования, в числе которых были и не имевшие педагогического образования. Для них проводятся постоянно-действующие семинары по проблемам не только создания материальной базы школ, но и содержания и процесса обучения, по активизации учебного процесса в школах, где обобщается и внедряется передовой опыт лучших учителей республики. В 60-70-ые годы дружно работали и заместители министра И.С.Рушников, а затем Р.А.Галиахметов, З.И.Михайлова, Н.А.Хамматова.

По инициативе и при участии министра в Республике в 60-е годы были открыты: Татарский филиал НИИ национальных школ МП РСФСР (первый заведующий-проф.Л.З.Шакирова), Лениногорское музыкально-художественное училище, Казанское педагогическое училище, расширена база Казанского государственного педагогического института (КГПИ), где более 20 лет был ректором Ю.А.Туишев., которого сменил энергичный проф. М.З.Закиев .

Большим событием для Казани было создание целого ряда специализированных школ (первые школы с иностранным языком обучения отдельных предметов, музыкальные, художественные, спортивные; например, школа фехтования благодаря таланту тренеров через 6 лет подарила республике двух чемпионов мира по фехтованию и т.д.).

60-70 годы - период наиболее интенсивного развития школьного строительства, которое в республике курировал М.Х.Хасанов. Ежегодно вводится в строй до 150-ти новых школ на 20-25 тысяч ученических мест. В сельской местности на место старых бревенчатых школ в Республике возводятся кирпичные большие здания по типовым проектам (за этим строго следит и министр). За большие достижения в строительстве школ, реализации Закона о 8-летнем всеобуче (в 1963 году - полный охват обучением всех детей 7-15 лет), в активизации процесса обучения в школе, уменьшении числа второгодников и другие успехи министр заслуженно награждается орденами и почетными грамотами.

Авторитет М.И.Махмутова в глазах педагогической общественности страны растет; по предложению министра СССР академика М.А.Прокофьва он избирается членом рабочей комиссии Министерства просвещения СССР по перестройке школы, участвует в разработке проекта постановления Правительства о перестройке содержания общего образования в стране и проекта закона о всеобщем среднем образовании.

 

В 70-е годы после принятия Постановления правительства о всеобщем среднем образовании М.И.Махмутов вопреки мнению центра выступает за сохранение производственного обучения в тех школах, где база была уже создана. Средняя школа №37 г. Казани (П.И.директор Самойлов) становится показательной школой Министерства просвещения РСФСР по производственному обучению. Инициативным путем ведется строительство новых школ, оборудуются предметные кабинеты, лабораторные комнаты. За успешное выполнение планов строительства и развитие образования населения Татарская республика многократно за 1960-1976 гг. награждается переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ