Печать

Татарская национальная школа

Одновременно с интенсивной организаторской работой по созданию основного школьного фонда республики М.И.Махмутовым велась важнейшая работа по перестройке татарской национальной школы. Им были созданы несколько инициативных групп педагогов и ученых лингвистов, учителей и методистов, которые за сравнительно короткий срок перевели с русского на родной язык новые, изданные для русской школы, учебники, написали новые учебники для татарской начальной и средней школ, создали учебные планы, программы, новые буквари, книги для чтения и т.д.

В системе образования России в начале 60-х годов были свои сложности: в ЦК КПСС взяли курс на ликвидацию наций и формирование новой общности - единого "советского народа "Министерство просвещения РСФСР усилило нажим на национальную школу, пытаясь в короткие сроки сделать ее русскоязычной.

В этих условиях сохранение татарской национальной школы стало проблемой. Тем не менее, Минпросу Татарии (как показывают данные статистики) удалось добиться за 15 лет (60-75 годы) увеличения числа обучающихся на татарском языке. Но главное было в том, что сохранили полную среднюю школу с родным языком обучения (в других республиках ограничились, как правило, начальной школой). В укреплении и развитии национальной школы инициативы министра поддерживали и Совмин (Председатели - С.Г.Мингазов, А.А.Абдразяков) и Обком партии (секретари Ф.А.Табеев, М.З.Тутаев, М.Ф.Валеев); особенно много помогал Минпросу долгие годы работавший зампредом Совмина Татарии, а также Президентом Академии наук Татарстана М.Х.Хасанов.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ