Печать

Теория и практика проблемного урока

Третье направление исследований шло, естественно, одновременно с первыми двумя и привело к созданию новой теории урока. Поскольку основной формой организации обучения до сих пор остается урок, в 70-е годы его теоретическая разработка имела большую актуальность и в связи с возникновением новой дидактической системы - проблемного обучения.

М.И. Махмутову принадлежит обширный цикл научных, научно-прикладных работ, посвященных проблемам современного урока. Особенность этих работ состоит в том, что в них урок рассматривается как органичная, составная часть единой дидактической системы - проблемного обучения.

Вопрос о существенном изменении урока остро встал в середине 60-х годов. В 1966-67 гг. на страницах "Учительской газеты" велась дискуссия "Каков он, современный урок?". Учеными - педагогами и преподавателями в основном дискутировался вопрос о структуре урока. Мнения исследователей разошлись. Обобщив результаты дискуссий, М.И.Махмутов выступает с вопросом об изменении структуры урока. Но для теоретических обобщений нужны экспериментальные исследования. Первые результаты такого поиска публикуются учеными в 1972 году в монографии "Теория и практика проблемного обучения".

Теоретические находки М.И.Махмутова и успешная их разработка на методическом уровне были высоко оценены педагогической общественностью после издания им в 1975 году книги "Современный урок и пути его организации". Эта работа представляла в то время большую научную и практическую ценность. Впервые Мирза Исмаилович в научно-популярной форме излагает новую схему построения современного урока. Ученый рассматривает отличие проблемного и непроблемного урока и приходит к выводу, что "современные уроки - как проблемные, так и непроблемные - отличаются от традиционных содержанием, организационно-методической стороной, применением технических средств обучения, уровнем активизации деятельности учащихся, темпом».

Широкому кругу советского учительства хорошо известна книга М.И. Махмутова "Современный урок: Вопросы теории" (1981г.), за которую ученый был удостоен премии им. Н.К.Крупской. Мирза Исмаилович рассматривает современный урок как организационную форму, базирующуюся на системе дидактических принципов, адекватных закономерностям обучения. В рецензии, опубликованной в журнале "Советская педагогика" (1983, №3), академик АПН СССР П.Р. Атутов и Н.И. Бабкин выделяют целый ряд достоинств этой работы. Прежде всего, как основное достоинство книги отмечаются методологические позиции Мирзы Исмаиловича - системно-структурный характер всей монографии, где во взаимосвязи рассматриваются педагогические цели, законы, принципы, содержание, формы, средства и методы обучения. Практически все основные положения монографии - содержание и сущность современного урока, подготовка, планирование и его анализ - подкреплены теоретическими анализами и аргументацией или соответствующим педагогическим опытом.

"Советская дидактика, - пишут рецензенты, - обогатилась исследованием, раскрывающим теоретические основы современного урока, ставящим целый ряд новых проблем и дающим новый импульс ее дальнейшему развитию".

Основные позиции современного урока, как и ранее - методов обучения, Мирза Исмаилович переводит на прикладной уровень, публикуя в 1982 г. методические рекомендации "Требования к уроку". Впервые основные вопросы организации и проведения уроков общеобразовательной подготовки в средних ПТУ рассматриваются с учетом специфики конкретного типа учебного заведения. Какие изменения в трактовке урока, как формы организации занятий, появились в итоге исследований:

- выявлены тенденции изменения функций урока как основной формы организации занятий в общеобразовательной школе; на основе теории проблемного обучения предложена новая концепция урока в общеобразовательной и профессиональной школе;

- разработана новая структура урока (исходя из приоритета цели обучения - развитие мышления): вместо традиционной четырехэлементной структуры (опрос, объяснение, отработка навыков, домашнее задание). Предложена новая схема построения урока, в которой обосновано интегративное единство дидактической, логико-психологической и методической структур урока (дидактическая - актуализация знаний и познавательных умений; формирование новых понятий и способов учебно-познавательных действий, применение усвоенного в новой педагогической ситуации);

- разработаны новая классификация уроков (с учетом их деления на проблемные и непроблемные); новая парадигма планирования урока и системы уроков; новая схема анализа урока (краткая, полная, аспектная и т.д.) и критерии оценки его эффективности.

Такая теория структуры урока раскрепостила учителя, для которого прежде были строго регламентированы все мелочи методической организации занятий и скована его творческая инициатива. Теперь учитель получил возможность, придерживаясь только дидактической структуры урока, проявлять творческую инициативу и самостоятельность в выборе методической и логико-психологической его структуры.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ