Печать

Концепция педагогических технологий обучения

В конце 80-х и начале 90-х годов Мирза Исмаилович много времени уделяет проблемам демократизации в Татарии и системе образования. Он стремится изучить и зарубежный опыт организации образования и процесса обучения, который связан не только с внедрением в учебный процесс новой учебной техники, создаваемой на базе электроники, но и со специфической интеграцией форм и методов обучения. В отечественной педагогике в последнее время предложено несколько подходов к разработке педагогических технологий. М.И. Махмутов предложил один из вариантов, основанный на идее целевой интеграции форм и методов обучения проблемного обучения в зависимости от содержания, уровня обученности и обучаемости учащихся, а также наличия технических средств обучения.

В результате исследований этого направления им разработана оригинальная концепция педагогических технологий, направленных на формирование способов мыслительной деятельности учащихся на занятии; требуют вариантов выбора и применения методов обучения учителем с учетом принципов взаимодействия учителя и учащихся; они служат основой разработки номенклатуры новых педагогических технологий. Сделана попытка алгоритмизации вариантов выбора учителем тех или иных сочетаний различных методов обучения в зависимости от педагогической ситуации.

Весь цикл исследований М.И.Махмутова по проблеме формирования познавательных способностей и мышления учащихся в процессе обучения представляет собой теоретическую базу для дальнейших исследований в отечественной дидактике развивающего обучения и одной из основ формирования духовно богатой и интеллектуально развитой личности.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ