Печать

Внедрение науки в практику образования

Министр просвещения Азербайджанской ССР, профессор М.И. Мехтизаде в статье "Повышение эффективности уроков - основной рычаг улучшения учебно-воспитательной работы в школе" ("Русский язык в нерусской школе", Баку, 1965), анализируя вопрос о создании проблемной ситуации на уроке и индивидуализации процесса проблемного обучения подчеркивает высокую эффективность приемов создания проблемных ситуаций, разработанных М.И.Махмутовым, для развития творческого мышления учащихся. Успехи школ Татарии не остались незамеченным: педагоги СССР, Польши, Болгарии, ГДР приезжают в Казань за передовым опытом. С ним знакомились коллеги из Чувашии, Башкирии, Дагестана, из Ульяновской, Пермской, Куйбышевской и других областей. Не раз бывали делегации методистов из Литвы, Якутии и Туркмении, которые дали высокую оценку работе русских и татарских школ г. Казани и Арского района.

Передовой опыт учителей Татарии привлек внимание и многих ведущих ученых страны. Неоднократно для участия в научно-практических конференциях и исследовательской работе в школах Казани по приглашению Министра Татарии приезжают известные в стране ученые-педагоги: Б.П. Есипов, М.А. Данилов, П.Р. Атутов, И.Т. Огороников, Ф.Ф. Королев, И.Д. Зверев, И.Я. Лернер, И.Э. Моносзон.

М.И. Махмутов получает известность как организатор передового педагогического опыта учителей Татарии. Растет авторитет Республики в глазах педагогической общественности страны. Спустя 15 лет после принятия реформы общеобразовательной и профессиональной школы, вице-президент АПН СССР Ю.К.Бабанский, приводя примеры передового педагогического опыта интенсификации обучения и улучшения качества работы, отмечает: "В школах Татарской АССР возник опыт внедрения проблемных методов обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учеников, получивших широкое распространение во многих регионах страны. Работы действительного члена АПН СССР М.И.Махмутова и многих других ученых способствовали этому".

Учитывая плодотворную организаторскую и научную деятельность по совершенствованию народного образования в 1968 году М.И. Махмутова избирают член-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

В середине ХХ века система общего образования характеризовалась целым рядом проблем. Одна из сложнейших - низкий уровень развития мышления и мотивации учения основной массы учащихся общеобразовательной и особенно профессиональной школы; эта проблема обусловливалась несовершенством структуры содержания и догматическо-исполнительским характером форм и методов обучения.

Вместо перестройки содержания и методов обучения органы управления образованием пытались решать проблемы воспитания молодежи путем проведения внешних реформ: путем лишь удлинения сроков обучения в школе, усиления ее связи с производством, введения сначала восьмилетнего, затем среднего всеобуча и укреплением материальной базы школы. Все это было важным условием, но не отвечало требованиям принципа необходимого и достаточного.

Качество общего образования и воспитания подрастающего поколения страдало от того, что педагогика и школьная практика были разъединены в главном: в понимании познавательных потребностей личности учащегося, его ценностной ориентации и изменяющейся психики. Игнорирование дидактикой психологических закономерностей развития интеллекта учащихся сковывало инициативу педагогов по развитию мышления учащихся.

Заидеологизированная официальная педагогика не допускала свободного поиска ученых и учителей, выходящего за рамки пресловутого постановления ЦК КПСС от 1932 года, ограничившего педагогический поиск путей решения проблемы активных методов обучения. Тем не менее, среди учителей после "оттепели" в конце 50-х и начале 60-х годов развернулся поиск новых методических приемов и способов активизации процесса обучения в школе. Наиболее активные ученые начали экспериментально проверять эффективность урока, некоторые новые (или давно забытые) идеи активизации самого ученика и развития и его познавательных возможностей в процессе обучения.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ