Печать

Многогранна общественно-политическая деятельность Мирзы Исмаиловича. Начиная с 1985г. он активно участвовал в национальном движении в поддержку развития татарской культуры, языка, искусства, образования.

В 1990-94 гг. М.И. Махмутов, в качестве председателя общества "Ватан" по работе с татарской диаспорой, принимал самое непосредственное участие в подготовке и проведении первого Всемирного конгресса татар в г.Казани. Он являлся также членом Комитета по государственным премиям Республики Татарстан.

М. Махмутов был одним из инициаторов (учредителем) создания Академии наук Республики Татарстан (1991 г.) и был ее членом. На общественных началах он возглавлял Научный совет АНТ по педагогике и психологии, являлся членом бюро Отделения гуманитарных наук АНТ. В марте 1996 года Президиум АНТ утвердил его в должности академика-секретаря Отделения социально-экономических наук АНТ.

В конце 90-х годов 20 века и начале 21 века академик М.И.Махмутов особое внимание уделял проблемам философии образования, направлениям реформирования высших и средних специальных учебных заведений. Им написаны концепции создания и развития Российского исламского университета и Татарского национального университета. Основная идея этих концепций заключалась в формировании гуманитарной и религиозной национальной элиты на основе достижений современной науки, международного опыта и традиций татарской культуры.

В последние годы Мирза Исмаилович все свои знания, силы и опыт направил на создание книги «Мир ислама», посвященной обобщению социальных, экономических, культурных и образовательных тенденций в развитии стран Арабского Востока и Юго-восточной Азии, и выявлении причин противостояния Западной и Восточной традиций в современном мире. Эта книга явилась его последним подарком молодежи и ученым, интересующимся самыми острыми проблемами современности. 25 марта 2008 года он ушел из жизни, оставив воспоминания, охватывающие почти целый век развития советского и российского общества.

Печать

Начиная с 1989г. Мирза Исмаилович усиленно занимается изучением проблем организации новых типов профессиональных учебных заведений - лицеев, колледжей. Его внимание привлекли общинные колледжи США - наиболее демократический и гибкий тип учебных заведений в мировой практике, успешно функционирующий в условиях рыночной экономики. Общинные колледжи замечательны тем, что они чутко реагируют на изменения, происходящие на рынке образовательных услуг.

Как правило, общинные колледжи обеспечивают программы начального и среднего профессионального образования, а также подготовку к поступлению в Университет. Другой особенностью общинных колледжей является возможность обеспечения ступенчатой профессиональной подготовки, а также наличие богатого арсенала средств дифференциации обучения.

М.И. Махмутов обосновал идею создания в нашей стране первого учебного заведения такого типа, опираясь на модель американских колледжей. В период с 1989 по 2004 гг. было проведено ряд советско-американских симпозиумов у нас в стране и в США, на которых обсуждались различные аспекты деятельности общинных колледжей. Сотрудники института, возглавляемого М.И.Махмутовым, непосредственно на практике с выездом в страну изучали особенности и нюансы работы колледжей, начиная с проблем организации учебного процесса и составления расписаний занятий до проблем управления деятельностью такого универсального учебного заведения. Результатом этой предварительной работы явилось создание в 1992г. в Казани Татарско-американского регионального колледжа, первым ректором которого стал Мирза Исмаилович Махмутов (в 1996 году преобразован в Институт во главе с ректором Д.М.Шакировой ). Колледж (институт) стал многопрофильным учебным заведением, обеспечивающим ступенчатую подготовку и переподготовку кадров в широком диапазоне профессий: от строителя до коммерсанта-международника. В последние годы приоритетными специализациями института стали также популярные ныне направления как "Мировая экономика" и "Менеджмент", «Лингвистика и межкультурные коммуникации», «Психология управления и бизнеса» и др.

В роли ректора Татарско-американского регионального колледжа (1992-1995) Мирза Исмаилович вместе с Д.М.Шакировой и коллегами руководили разработкой "с нуля" новых учебных планов и оригинальных технологий обучения, которые проходили проверку в учебном процессе Института.

М.И. Махмутов постоянно следил за опытом работы зарубежных общинных и университетских колледжей, активно участвовал в международных конференциях и симпозиумах. С 1961 по 1995 год он выступал с докладами на русском, английском и арабском языках на зарубежных конференциях и симпозиумах в 23 странах. Например, выступал с докладами по проблемам перестройки образования в России и Соединенных Штатах Америки (в городах Сиэтл, Джаксонвилл, Уокеша, Колумбус); в Германии (Берлин, Западный Берлин, Магдебург); организовывал международные симпозиумы по проблемам профессионального образования в г. Анапа (1990г.), Москва (1991), Казани (1992г.). Являлся членом редакционного Совета американского журнала "Общинные колледжи", издающегося в штате Техас.

Печать

Одновременно М.И.Махмутов продолжает дидактические исследования современного урока и методов обучения. После публикации в 1977 году монографии "Организация проблемного обучения в школе", где серьезные теоретические находки получили прикладное осмысление, Мирза Исмаилович осуществляет решение сложнейшей задачи - адаптации основных процессуальных компонентов проблемного обучения к условиям средних профессионально-технических училищ.

В 1980 г. в статьях "Вопросы теории методов проблемно - развивающего" и "Выбор метода в зависимости от содержания учебного материала" впервые в дидактике методы обучения разрабатываются до уровня правил.

Исследователь предлагает 15 инвариантных правил для "общих методов" и 30 правил для бинарных методов. На протяжении всей своей научной деятельности Мирза Исмаилович превосходно понимал, что оптимальные пути развития современной дидактики можно установить лишь в том случае, если удастся выявить закономерности и тенденции развития педагогики в целом. Постоянно возрастающий интерес ученого к методологическим проблемам педагогики особенно ярко проявился в статьях "Современные проблемы дидактики и непрерывное образование" (1980г.), "Вопросы общего образования квалифицированных рабочих" (1981г.), "Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип" (1983г.), "Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профтехучилищах" (1983г.) и т.д.

Многочисленные теоретические работы Мирзы Исмаиловича нашли признание как в нашей стране, так и за рубежом. Наибольшей известностью пользуются две монографии ученого - "Проблемное обучение: основные вопросы теории" и "Современный урок: Вопросы теории". Первая монография переведена на испанский язык и издана в Республике Кубе. "Организация проблемного обучения в школе" переведена на татарский, узбекский, эстонский, литовский, казахский языки; "Современный урок" - на молдавский, чешский, немецкий и китайский языки.

Подводя итоги научной деятельности академика М.И. Махмутова в области теории проблемного обучения, современного урока, методов обучения, а также исследований взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профтехучилищах, можно сказать, что все они имеют фундаментальное значение для развития современной педагогики и находят непосредственное применение в подготовке учителей и перестройке учебно-познавательного процесса.

В сравнительно короткий срок институт становится центром исследования ключевых проблем педагогики профтехобразования в стране, устанавливаются научные контакты с исследовательскими центрами профтехпедагогики за рубежом - в Болгарии, Чехословакии, ГДР, на Кубе, США.

Повышению престижа НИИ профтехпедагогики АПН СССР в значительной степени способствовало создание при нем по инициативе С.Я. Батышева и М.И. Махмутова в 1980 г. Специализированного ученого совета по присуждению ученых степеней доктора наук по специальностям "Теория и история педагогики", "Методика преподавания (общеобразовательные и специальные дисциплины, методика производственного обучения)". Трудно переоценить роль и значение первого в стране Совета по проблемам профессионального образования в подготовке высококвалифицированных научных кадров по вышеназванным специальностям. За эти годы на его заседаниях успешно защитили докторские диссертации известные дидакты и методисты страны, например, А.И. Власенков (Ленинград), И.К. Воеводский (Донецк), Б.С. Герщунский(Москва), В.С. Леднев (Москва), Е.Г. Осовский (Саранск), З.Г. Нигматов (Казань), А.А. Гуменюк (Киев), Д.Ягофарова (Елабуга ) и др. ученые.

Велика его заслуга в области подготовки высококвалифицированных специалистов - педагогов. Под его руководством защищены более 40 кандидатских диссертаций и выполнены более 15 докторских. Многие из учеников и последователей Мирзы Исмаиловича посвятили себя научно-исследовательской работе, преподают в высших учебных заведениях, руководят научными коллективами, работают в органах народного образования. Это, в конечном счете, способствовало значительному росту престижа Института. Если в середине 70-х годов во всех крупных городах Поволжья было 3-4 доктора педнаук, в Казани их было четыре. Теперь в одной только Казани работает более 30 докторов педнаук и 7 докторов психологических наук, среди них 7 членов Российской академии образования. Таким образом, Казань превратилась в серьезный центр педагогических исследований, и возникла возможность создания здесь Поволжского отделение РАО.

М.И.Махмутов достойно представлял советское народное образование и педагогическую науку за рубежом. Он принимал активное участие в международной работе Министерства просвещения СССР, национальной комиссии ЮНЕСКО, был экспертом ЮНЕСКО и членом Международного консультативного комитета по ликвидации неграмотности (при ЮНЕСКО), Советского комитета Всемирного Совета мира, комитета солидарности стран Азии и Африки. Он неоднократно выступал с докладами на международных конгрессах, совещаниях, симпозиумах, причем эти доклады широко обсуждались на страницах советской и зарубежной печати. Педагогической общественности известны его содержательные доклады на зарубежных конференциях: в Джабалпуре (Индия, 1960), Бангкоке (Тайланд, 1964), Варшаве (ПНР, 1964), Александрии (Египет, 1964), Никосии (Кипр, 1967), Париже (Франция, 1969, 1973, 1976 гг.), Токио (1971), Праге (1972), Лаосе (Нигерия, 1976), Шалгатарьяне (Венгрия, 1976), Сиэтле (США, 1991), Берлине (Германия, 1991), Джаксонвиле (США, 1992) Солт-лейк сити (США. 2002); лекции о системе среднего и начального образования, прочитанные в Александрийском, Дамасском университетах, а также в университете "Вышвабхарат" (Индия).

Печать

Органически связана с научной работой Мирзы Исмаиловича его общественная деятельность. Он неоднократно избирался в состав Татарского обкома и горкома КПСС. Около двадцати лет Мирза Исмаилович являлся депутатом Верховного Совета Татарской АССР.

Особо следует отметить активную работу Мирзы Исмаиловича в качестве члена Бюро Отделения педагогики и психологии АПН СССР, члена бюро секции профессионально-технического образования Отделения педагогики и психологии Всесоюзного общества "Знание" СССР, члена координационного совета АПН СССР, члена экспертного совета ВАК СССР, председателя методической секции Татарской республиканской комиссии по профессиональной ориентации молодежи при Совете Министров ТАССР, члена Татарского республиканского комитета защиты мира, председателя секции "Молодежь" координационного Совета при Татарском ОК КПСС, члена проблемного совета по политехническому образованию (НИИ трудового обучения и профориентации АПН СССР, г. Москва).

М.И. Махмутов в конце 80-х годов стал членом Президиума Академии педагогических наук СССР (его кандидатура была выдвинута на должность президента АПН СССР), ученых советов Госпрофобра СССР, Казанского пединститута. Плодотворная государственная, научная, научно-организационная, педагогическая и общественная деятельность М.И.Махмутова высоко оценены Советским правительством и Правительством Республики Татарстан. Он награжден орденами Ленина, Октябрьской революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени и двенадцатью военными и юбилейными медалями. В 1996 году ему присуждено звание Заслуженного деятеля науки Российской Федерации. Орден «За заслуги перед Республикой Татарстан»

М.И. Махмутов - многогранный и разносторонний ученый. Его талант, увлеченность своей специальностью - дидактикой, филологией, историей и литературой - успешно сочетаются с поисками в других областях педагогики, большой трудоспособностью. Демократичный стиль руководства, доброжелательность, интеллигентность, товарищеское, но в то же время требовательное отношение Мирзы Исмаиловича к сотрудникам и коллегам, своим ученикам снискали ему всеобщее уважение и авторитет.

Печать

70-80-е годы научной и научно-организаторской деятельности М.И.Махмутова связаны с созданием в Казани Научно-Исследовательского Института профессионально-технической педагогики АПН СССР.

Введение в стране всеобщего среднего образования, а также необходимость подготовки высококвалифицированных рабочих для народного хозяйства обусловили создание нового типа учебного заведения - средних профессионально-технических училищ. Впервые перед учеными-педагогами была поставлена актуальнейшая проблема исследования общего образования рабочего класса. Возглавить новое направление советской педагогики было поручено М.И. Махмутову. Энциклопедические знания в различных областях знаний, организаторский опыт и несомненный авторитет видного дидакта позволили ему в сравнительно короткий срок создать творческий коллектив исследователей, возглавивших ряд основных направлений дидактики и методики профтехобразования в стране.

Работая в тесном контакте с крупнейшим специалистом в области профессионального образования академиком С.Я. Батышевым, основное внимание М.И.Махмутов уделил разработке концепции исследований Института, которая была опубликована в журнале "Советская педагогика". Основная идея, предложенная ученым, заключается в органическом сочетании общего и профессионального образования на основе реализации принципов политехнизма, профнаправленности, проблемности, мотивации, преемственности, межцикловых связей и т.д.

 

Мирза Исмаилович не только успешно направляет деятельность ученых института, но и лично возглавляет основное направление исследований по проблеме взаимосвязи общего и профессионального образования. Стимулирование исследовательской деятельности в области теории воспитания М.И. Махмутов подкрепляет личным участием в работе целого ряда конференций, проводимых Институтом. Он выступает на Всесоюзных научно-практических конференциях по вопросам: эстетического воспитания учащихся ПТУ в системе развивающего обучения, особенности воспитательного процесса в средних ПТУ и пути дальнейшего его совершенствования, проблемам наставничества.

Еще статьи...

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ