Печать

 

Доклады М.И. Махмутова

 

  • Доклады на отечественных конференциях и съездах

    1959

    1. Задачи повышения уровня учебно-воспитательной работы в свете Закона "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы школьного образования в СССР". – В кн.: Пути повышения эффективности урока: (Материалы II научно-практической конференции) (24–25 июня 1959 г. в Казани). Казань, 1959, с. 5–14.

    2. Выступление министра просвещения ТАССР М.И. Махмутова на II сессии Верх. Совета ТАССР о перестройке работ школ Татарии.– Сов. Татария,1959, 21 мая.

    3. Коммунистик төзелешнең хәзерге чорында гомуми белем, политехник хезмәт мәтәбе һәм укытучыларның бурычлары: Татарстан укытучыларының III республика съездында... доклад

    ы.– Сов. Татарстаны,  1959, 9 дек. (Задачи общеобразовательной, политехнической школы и учителей на современном этапе коммунистического строительства.)

    4. Советская школа на новом этапе: Доклад Министра просвещения ТАССР (М.И. Махмутова) на III съезде учителей республики.– Сов. Татария, 1959, 9 дек

                                                                

    1960

    5. Речь М.И. Махмутова (на Всероссийском съезде учителей).– Сов. Россия, 1960, 9 июля.

    1961

    6. Речь на Всероссийском съезде учителей. Москва, 6–9 июля 1960 г. (Стеногр. отчет). М., 1961, с. 235–240.

    7. Третий год перестройки – решающий: (Изложение доклада М.И. Махмутова о мерах по осуществлению восьмилетнего обучения в Татарии на зональном совещании министров просвещения АССР, зав. краевыми областными отделами народного образования в Москве).– Учит. газ., 1961, 19 сент.

     

    1962

    8. О задачах школ в среднем общем и политехническом образовании: Речь М.И. Махмутова на заседании...– В кн.: Заседание Верховного Совета  Татарской АССР: Шестая сессия, 21 нояб. 1961 г.: Стеног. отчет. Казань, 1962, с. 39–42.

     

    1963

    9. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе в школах Татарии.– В кн.: V научно-практическая конференция по вопросам развития познавательной активности и самостоятельности учащихся (11–16 марта 1962 г.). Казань, 1963, с. 3–19.

    10. (О ходе выполнения Закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии народного образования в Татарской АССР: Доклад на IX сессии Верх. Совета ТАССР 13 окт. 1962 г.).– В кн.: Заседание Верховного Совета Татарской АССР, Стенографический отчет.– Казань, 1963, с. 53–78.

                                                                 

    1964

    11. (Яшьләрне әхлакый тәрбияләүдә гаилә һәм мәктәпнең роле): Депутат М.И. Мәхмүтов рече.– К-та: Татарстан АССР Верховный Советы утырышлары (Алтынчы чакрылыш Верховный Советының бишенче сессиясе 1965, 26–17 окт. Стенография отчеты).– Казан, 1966, 100–105 бб.

     

    1966

    12. Депутат М.И. Мәхмүтов рече: Яшьләрне әхлакый тәрбияләүдә гаилә һәм мәктәпнең рол).– К-та: Татарстан АССР Верховный Советы утырышлары: Алтынчы чакырылыш Югары Советының бишенче сессиясе. 1965 ел, 26–27 окт. Стенография отчеты.– Казан: ТАССР Верх. Советы басмасы, 1966, с. 100–105 бб. (То же на русском языке: Речь депутата М.И. Махмутова: (О роли семьи и школы в нравственном воспитании подростка).– В кн.: Заседания Верховного Совета Татарской АССР: Пятая сессия Верх. Совета шестого созыва, 1965 год, 26–27 окт. Стенограф. отчет.– Казань: Изд. Верх. Совета ТАССР, 1966, с. 100–105.)

                                                                   

    1968

    13. Барысы да укытучы кулында: (Республика укытучыларының IV съездында ТАССР мәгариф министры, СССР педагогия фәннәре академиясе член-корреспонденты М.И. Мәхмүтов доклады).– Соц. Татарстан, 1968, 21 март. (То же на русском языке: Все в руках учителя: (Доклад министра просвещения ТАССР, члена-корреспондента Академии педагогических наук М.И. Махмутова на IV республиканском съезде учителей).– Сов. Татария, 1968, 19 марта.)

     

    1969

    14. Проблемное обучение как средство развития мыслительной деятельности учащихся с учетом требований новых школьных программ: Доклад на пленуме Центрального совета пед. общества РСФСР.– Казань, 1969, Издание на ротаторе.

     

    1970

    15. (О состоянии всеобщего обязательного обучения в Татарской АССР: Речь депутата М.И. Махмутова).– В кн.: Заседание Верховного Совета Татарской АССР седьмого созыва: Седьмая сессия. 22 янв. 1970 г. Стеног. отчет. Казань, с. 56–61.

    16. Воспитание учащихся на образах и примерах жизни и деятельности В.И. Ленина в условиях национальной школы.– В кн.: Образование и воспитание в национальной школе: Тезисы докладов. М., 1970, с. 4–5.

     

    1971

    17. Тенденция и перспективы развития современной школы.– В кн.: Социально-экономические проблемы  народного образования. Тез. докладов науч. конференции по актуальным проблемам экономики организации и планирования образования (17–18 июня 1971 г.). Казань, 1971, с. 4–17.

    18. Развитие татарской школы на современном этапе.– В кн.: Тезисы докладов научно-практической конференции на тему: "Актуальные проблемы методики обучения родному, русскому языкам и литературам в татарской школе в связи с изменением содержания образования".– Казань, 1971, с. 7–10.

                                                                  

    1973

    19. О противоречии между новыми содержаниями и прежними методами обучения.– В кн.: Некоторые современные проблемы воспитания и образования молодежи: (Материалы общего годичного собрания АПН СССР). М., 1973.

                                                                 

    1974

    20. Проповедь действием.– В кн.: Опыт и методика комсомольской политической учебы: Сб. статей. М., 1974, вып. 2, с. 104–116.

                                                                                   

    1975

    21. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности В.И. Ленина.– В кн.: Тезисы докладов на III Всесоюзной научно-практической конференции по коммунистическому воспитанию. Кисловодск, 1975.

     

    1978

    22. (О современной татарской советской школе): Речь депутата М.И. Махмутова.– В кн.: Внеочередная девятая сессия Верховного Совета Татарской АССР (девятый созыв) 30–31 мая 1978 г.: Стеногр. отчет. Казань, 1978, с. 38–41.

                                                                

    1980

    23. Ленинская теория отражения интеллектуального развития личности в процессе обучения.– В кн.: Методические проблемы коммунистического воспитания: Материалы к Всесоюз. Науч.-теорет. конф. "Ленинские идеи коммунистического воспитания и современность". Казань, 1980 г. 72–77.

    24. Проблемы активизации обучения и воспитания в профтехучилище. В кн.: Воспитание учащихся профтехучилищ на примере жизни и деятельности В.И. Ленина, революционных, боевых и трудовых традициях КПСС и Советского народа: Тез. докладов Всероссийской научн.-практ. конф. 4–6 июля, г. Ульяновск. Казань, 1980, с. 14–18.

                                                                  

    1981

    25. Вопросы общего образования квалифицированных рабочих.– В кн.: Вопросы формирования личности рабочего высокой квалификации: Материалы Всероссийских пед. чтений работников профтехобразования. Казань, 1981, с. 76–94.

                                                                  

    1995

    26. Психологические аспекты процесса демократизации общества.– В сб.: Социально-экономические, правовые и политические аспекты формирования демократического общества: реальность и перспективы: (Материалы Всероссийской научно-практической конференции).– 17–18 октября 1995 г., с. 15–21.

    27. Иждивенческая психология и менталитет.– В сб.: Социально-экономические, правовые и политические аспекты формирования демократического общества: реальность и перспективы: (Материалы Всероссийской научно-практической конференции).– 17–18 октября 1995 г., с. 47–51.

    28. Об особенностях малого бизнеса в США и Татарстане.– В сб.: Социально-экономические, правовые и политические аспекты формирования демократического общества: реальность и перспективы: (Материалы Всероссийской научно-практической конференции).– 17–18 октября 1995 г., с. 215–216. Соавтор: Шакирова Д.М. 

          

    1998

           29. Проблемы татарского  национального  образования. «Лингвокультуроло-гические  проблемы подготовки  педагогов для башкирских школ. Тезисы научно – практической конференции, Уфа, 1998.

     

    30. Духовная сила Корана. Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство,  Материалы  научно – практической конференции, Казань, 1999, с. 21-25.

                                                                

    2000

    31. О факторах, влияющих на  экономический  потенциал страны. В сб. “Развитие  внешнеэкономических  связей Татарстана  и регионов  Поволжья  и проблемы подготовки  экономистов  международного  профиля. Материалы  международной конференции, 25-28 октября 1999, Казань, “Новое знание”.2000. стр. 29-33.

    32. Основные направления  трансформации   национального образования в РТ. Тезисы  доклада на научно - практической   конференции  "Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений.  Нижнекамск,  октябрь . 2000.с.15-18.

    33. К вопросу о культуре  перевода. Сб. докладов  на  научной конференции  по творчеству Мирзы  Казембека.   Казань, 2000, 12 стр.

     

     2002

    34. Махмутов М.И. Об истоках терроризма и диалоге  культур. Сб.  конференции  «Проблемы  современного общества».  Под ред. В.В.Лузгина, Казань, 2002 

  • Доклады и выступления М.И.Махмутова на зарубежных конференциях и симпозиумах.

    1. Индия, Джабалпур. Начальное и среднее образование в Татарстане, 1960.

    2. Сирия. Дамаск. Начальное и среднее образование в СССР, 1961.

    3. Таиланд. Бангкок. Вопросы финансирования и образования (ЮНЕСКО),1964.     

    4. Египет. Александрия. Об опыте ликвидации неграмотности в СССР, (ЮНЕСКО), 1964.

    5. Алжир, Вопросы начального всеобуча, 1965.

    6. Франция. Париж. Шесть семинаров по ликбезу в развивающихся странах. (ЮНЕСКО), 1965-1973.

    7. Кипр. Никозия. Афро-Азиатская солидарность, 1966.

    8. Япония. Токио, Киото. Взаимосвязь интеллектуального и эстетического в процессе обучения, 1972.

    9 Чехословакия. Прага. Вопросы проблемного обучения, 1972.

    10. Иран. Тегеран-Исфаган. Ликбез в Азии, 1973.

    11. Венгрия. Шалгатарьян. Активизация процесса обучения в советских школах. (ЮНЕСКО), 1976.

    12. Нигерия. Лагос. Образование в Африке, 1976.

    13. Болгария. София. Профобразование, 1979.

    14. Куба. Гавана. Профессиональное образование и его проблемы, 1980.

    15. Монголия. Улан-Батор, ликвидация неграмотности (ЮНЕСКО), 1982.

    16. Германия. Магдебург. Проблемы  проф. образованияв СССР, 1982.

    17. Зап. Берлин. О реформе системы образования в СССР, 1986;

    18. Берлин. Европейский конгресс по профобразованию. О новых типах учебных заведений, 1992.

    19. США. Сиэтл. Система проф. Образования, 1991.

    20. Джаксонвиль, Профобразование, реформа системы, 1991.

    21. Уокеша. Профобразование, демократизация процесса обучения, 1993.

М.И. Махмутов за 1958-1995 годы принимал участие (выступал  с докладами) в работе более 30-ти всесоюзных, российских и региональных конференций.

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ