Печать

 

Книги и монографии М.И.Махмутова

на русском языке

 

1960

1. За новые успехи народного образования в Татарии // Советской Татарии 40 лет. Казань: Татар.кн.изд, 1960. - 247 с.

 

1963

2. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии.– Казань: Татар.кн.изд, 1963. - 80 с.

3. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью.– Казань, 1965. - 14 с.

4. Фонетическое и грамматическое освоение арабских заимствований в татарском литературном языке: Автореф. дис. канд. филол. наук.– Казань, 1966. - 27 с

 

1967

5. Школьный русско-татарский словарь.– Казань; Татар.кн.изд, 1967. - 573 с.

 

1969

6. К вопросу о психолого-педагогическом аспекте языка обучения // Тезисы докладов, представленных на Всесоюзную научно-методическую конференцию по вопросам преподавания русского языка в национальной школе.– Баку, 1969. - ... c; М., 1969. - 28-30 c.

7. Проблема двуязычья и школьная практика // Взаимодействие и взаимообогащение языков народов СССР. - М., 1969. – 121–125 с.

8. Опыт проблемного обучения // Поиски рациональных методов преподавания математики: (Из опыта учителей Татарии). - М., 1969. - 144 с.

 

1970

9. Н.К. Крупская и становление татарской советской школы. Науч. ред. Р.А. Низамов.– Казань, 1970.

10. Вопросы логико-психологического анализа взаимосвязи научного исследования о проблемном обучении // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. - Казань, 1970.-Ч.П.-73 с

11. Проблемное обучение и его особенности // Вопросы проблемного обучения в школе. Казань, 1970, вып. 1.

12. Октябрь и татарская школа // Здравствуй, земля родная. - Казань, 1970. - 124-137 c.

 

1971

13. Вопросы организации процесса проблемного обучения: (Метод. пособие).– Казань, Изд-во. Казан. ун-та, 1971. - ... c.

14. Вопросы логико-психологического анализа взаимосвязи научного исследования и проблемного обучения. // Учен. зап. Казан. пед. ин-та, 1971, вып. 96. - 3-14 с.

15. Ленинская идея воспитания самостоятельности и вопросы проблемного обучения //Совершенствование учебно-методической работы в учебных заведениях профессионально-технического образования. - Казань, 1971. - 63 с.

 

1972

16. Теория и практика проблемного обучения.– Казань: Татар.кн.изд-во, 1972. - 551 с.

17. Вопросы организации процесса проблемного обучения: (Методическое пособие).– Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1972.

18. За новые, активные методы: (Предисловие редактора) // Проблемное обучение в школах Татарии: (Методическое пособие).- Казань, 1972, вып. 1. - с. 111-120

19. Основные вопросы построения проблемного урока. // Проблемное обучение в школах Татарии: (Методическое пособие). Казань, 1972, вып. 1. - с. 111-120

20. На пути к всеобщему среднему образованию // Плоды великого братства. Казань, 1972. - 139 с.

1973

21. Некоторые вопросы методики проблемного обучения на уроках литературы в школе. // Проблемное обучение в школах Татарии: (Метод. пособие) Соавтор: В.М. Каторкина. Казань, 1973, вып. 3

 

1974

22. Вопросы НОТ при планировании урока: (Методические рекомендации).– Казань, 1974. - 88 с.

23. Проблемы перехода школы на новое содержание образования. // Некоторые современные проблемы воспитания и образования молодежи: Материалы общего годичного собрания Академии педагогических наук СССР. Февр. 1973 г. - М., 1974. - 270 с.

 

1975

24. Проблемное обучение: Основные вопросы теории.– М.: Педагогика, 1975.– С. 246-258

Читать книгу Оригинал издания

25. Школьный русско-татарский словарь.– 2-е изд.– Казань: Таткнигоиздат, 1975. - 576 с.

26. Использование "Школьного русско-татарского словаря" в учебном процессе: (Пособие для учителей) Соавтор: А.Ш. Асадуллин. – Казань: Тат.кн.изд-во, 1975. 

27. Некоторые вопросы развития татарской школы. // Вопросы обучения и воспитания в татарской школе.– Казань, 1975. - С. 18–34.

28. Вопросы НОТ при подготовке современного урока // Сборник методических материалов Второй Всесоюзной конференции по научной организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях профтехобразования. М., 1975. - С. 20-26

29.Современный урок и пути его организации. М.,"Знание", 1975. - 64 с.

Читать книгу Оригинал издания

 

1977

30. Значение методов обучения в трудовом воспитании учащихся // Общедидактические проблемы методов обучения: Тезисы к Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме "Совершенствование методов обучения в современной советской школе" (24–27 янв. 1978 года, г. Ленинград).  М., 1977. - 312 с.

31. К вопросу о понятии "Метод обучения".– Там же; - С. 91–97.

32. Институт приступает к исследованиям.– Профессионально-техническое образование. - Минск, 1977, №1. - 234 с.

33. Проблемное обучение – понятие и содержание: Психолого-педагогиче-ские основы и пути развития. Соавтор: А.М. Матюшкин // Вестн. высш. школы.- Киев, 1977, №2. С. 14-18.

Рецензия на книгу Кудрявцева Т.В. Психология технического мышления.– М.: Педагогика, 1976 // Нар. образование, 1977, № 4. - 340 с.

34. От идеи – до внедрения: Вопросы внедрения достижений педагогики в практику массовой школы. Соавтор: З.Е. Михайлова. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1977. 

35. Организация проблемного обучения в школе.– М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

Читать книгу Оригинал издания

 

1978

36. О некоторых принципах составления программ и учебников для средних профтехучилищ // Психолого-педагогические проблемы разработки учебника и учебно-методических пособий для средних профтехучилищ: Тез. докладов научно-практ. конференции 24–25 окт.– М., 1978. - С. 203-205.

37. Профессиональное, техническое. // Диалоги о воспитании: книга для родителей. М., 1978.

 

1979

38. Некоторые проблемы педагогики профтехобразования // Педагогическая наука: Итоги и перспективы. Материалы юбилейной сессии общего собрания Акад. пед. наук СССР, посвященной 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции (дек. 1977 г.)– М., 1979.

39. Эстетическое воспитание учащихся ПТУ в системе развивающего обучения - // Эстетическое воспитание учащихся средних профессионально-технических училищ. Тез. докладов Всесоюзной научно-практической конференции. 21–23 мая, г. Харьков. – Казань, 1979.

 

1980

40. Вопросы теории методов проблемно-развивающего обучения // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах. - М., 1980. С. 5-61.

41. Выбор методов обучения в зависимости от содержания учебного материала. Соавтор: Н.М. Мочалова. // Вопросы совершенствования форм и методов общеобразовательной подготовки в средних профтехучилищах. М., 1980. С. 5-61.

42. О новых методах обучения в трудовой подготовке учащихся // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1980. С. 5-16

43. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип. Соавтор: А.О. Измайлов // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. - М., 1980. С. 4-6.

44. Предисловие. // Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности школьников.– Казань, 1980. - 207 с.

45. Современные проблемы дидактики и непрерывное образование. // Психолого-педагогические проблемы непрерывного образования: Материалы симпозиума... (Москва, 23–25 сент. 1979). М., 1980. - 115с.

 

1981

46. Современный урок: Вопросы теории.– М.: Педагогика, 1981.– 191 с.

47. Введение: Гл. I. Наставничество как составная часть единой системы коммунистического воспитания подрастающего поколения // Педагогика наставничества. -М., 1981. С. 160-171

48. Ленинское теоретическое наследие и проблемы формирования научного мировоззрения учащихся // Подготовка студентов педагогических институтов к работе по изучению в школе жизни и деятельности В.И. Ленина, документов КПСС и Советского государства: Материалы IV Всесоюзной научной конференции... 20–23 мая 1980 г.– Казань, 1981.

49. О совершенствовании общего образования в средних профтехучилищах // Совершенствование общего образования в средних профтехучилищах. М., 1981. С. 5-22

 

1982

50. Требование к уроку: (Метод. рекомендации).– Казань, 1982. АПН СССР, НИИ профтехпедагогики.

51. Особенности учебно-воспитательного процесса в среднем ПТУ и пути его дальнейшего совершенствования // Актуальные вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса в профессионально-технических училищах.– М.: Высш. шк., 1982. С. 33-42.

52. Профессиональная направленность как педагогическое понятие и принцип / Соавтор: А.О. Измайлов // Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих: Сборник научных трудов.– М., 1982. 

 

1983

53. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта: (по производственному обучению) / Соавтор: И.А. Халиуллин. Вопросы связи трудового воспитания с общетехническими дисциплинами: Сб. науч. трудов. Тбилиси, 1983. - 208 с.

54. Принципы обучения как системообразующий фактор взаимосвязи общего и профессионального образования в среднем профтехучилище / Соавтор: В.С. Безрукова. – М., 1983. - 343 с.

55. Теоретические аспекты современного урока: поиски и находки // Пути повышения качества подготовки рабочих кадров.– Кишинев, 1983. – 238 с.

56. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах: Метод. рекомендации.– М., 1983. - 64 с. СССР, НИИ профессионально-технической педагогики.

56 (1). Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах // Метожические рекомендация. М.И. Махмутов. - Москва, 1983. - 63 с. Читать книгу

 

1984

57. О татарской книге второй половины XIX века: (Рец. на кн.: Каримуллин А.Г. Татарская книга пореформенной России: Исследование.– Казань: Таткнигоиздат, 1983,– 320 с.) // Книга: Исследования и материалы, 1984, сб. 46. - 146 с.

58. Китап турында китап: (Рец. на кн.: Каримуллин А.Г. Татарская книга пореформенной России: Исследование.– Казань: Таткнигоиздат, 1983,– 320 с.) // Казан утлары. - 1984. - № 6. - 149–152 б.

 

1985

59. Современный урок.– 2-е изд, испр., доп.– Москва: Педагогика, 1985. - 175 с.

Читать книгуОригинал издания

60. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: Метод. пособие / Соавтор: А.З. Шакирзянов.– М.: Высш. школа, 1985.– 207 с.

61. Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск, 1985. - С. 88–100.

 

1987

62. Использование "Школьного русско-татарского словаря" в учебном процессе: (Пособие для учителей).– 2-е изд., дораб. / Соавтор: А.Ш. Асадуллин. – Казань: Татар.кн.изд-во, 1987,– 48 с.– 

 

1989

63. Школьный русско-татарский словарь: (Пособие для учащихся).– 3-е издание, переработанное.– Казань: Татар.кн.изд-во, 1989. – 406 с.

64. Предисловие // Гильманов Р.А. Проблема дидактометрии трудности учебных упражнений: Монограмма.– Казань: Издательство Казанского университета, 1989,– 182 с.

 

1990

65. Современный урок.– Перевод с русского языка Ю. Веймер.– Таллин: Валгус, 1989,– 168 с.

66. Метод. пособие: (ВНИИ проф.-техн. образования) / Подготовлено М.И. Махмутовым и др.– Л.: ВНИИ профтехобразования, 1990,– 80 с.

 

          1997           

67. «Мотивация и труд», // Непрерывное образование - Москва-Чебоксары,1997.- 126 с.

68. Пророк Мухаммад. Составитель  и автор предисловия. - М: Издательский Дом Шалвы Амоношвили 1997. - 224 с.

 

                                                                       1998

68. Лингвокультурологические проблемы подготовки педагогических кадров для башкирских школ. A.M. Азнабаев, Р.В. Альмухаметов. Уфа. 1998, С. 17-20. Читать книгу

 

1999

69. Методы  проблемного обучения. «Энциклопедия профессионального  образования», т. 2. - М., 1999. - С. 61-62

70. Принцип  проблемности.  Энциклопедия  профессионального образования, т.2, М.,  1999. - С. 344-345

71. Принцип профессиональной направленности  обучения,   (Там же. - С. 314-316).

72. Проблемное обучение   (Там же. - С.333- 335).

73. Научные основы организации  татарского национального образования. (Соавторы Хасанова  Г.Ф.) //  Фонд НИОКР  РТ, отчеты. -  Казань: Унипресс, 1998. - с. 135 –138.

2000

74. Предисловие  к Корану,    на татарском  языке, Казань, 2000.

75.Об интеллектуальном потенциале  общества. // Социально - педагогические  проблемы образования. Казань, 2000.

76. Концепция  начального и среднего  профессионального образования  в регионе //  Там же.

77. Нравственное  учение Корана // Там же. 

78. Вопросы  демократизации  и гуманизации  национального образования // Там же. 

2001

79. Вопросы  демократизации  гуманизации  национального образования. // Актуальные  проблемы  образования, Казань, 2001. - 290 с.

80. Интеллектуальный потенциал россиян: причины и следствия // Там же.

81. Поэзия о нравственном учении   Корана // Там же.

82. Реформирование начального  и среднего профессионального образования. (Соавт. Г Ибрагимов, И.Бажина) // Там же.

 

2002

83. Интеллектуальный потенциал: причины  и следствия. //  Колл.  монография АН  РТ по юбилею АН. - Казань, 2002.

 

2004

84. Страноведение, курс  лекций. Казань, 2004, 105  стр.

Читать книгу Оригинал издания

85. Махмутов М.И., Копытов А.Д., Пальянов М.П.Федотова Е.Е., Юсупова  Н.П. Глобальное образование на основе диалога культур и  цивилизаций.  «Образование, карьера, занятость». Новосибирск, 2004.

 

2006

86. Мир Ислама. Прошлое и настоящее. Учебное  пособие   по страноведению . Казань. Из-во ЦИТ. 2006, 623 стр.

Читать книгу

            87. М.И. Махмутов, Т.А. Шайхуллин. Об использовании зарубежного опыта контроля знаний // Педагогика. - 2006. - №9. С. 99-103. Читать книгу

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ