Печать

 

Статьи М.И.Махмутова

 

285. На пути к рынку.- Среднее специальное образование, 1991, №5, с.5-8

  • 1958

    1. Яңа уку елында: (Мәктәпнең бурычы).– Совет Татарстаны, 1958, 23 авг. (В новом учебном году: (Задачи школы).)

    2. Арабский язык необходим в татарской школе.– Иностранные языки в школе, 1958, № 2, с. 111–112.

  • 1959

    3. Задачи перестройки школ Татарии в свете нового Закона.– Сов. Татария, 1959, 10 янв.

    4. Школы Татарии в семилетке.–  Сов. Татария, 1959, 21 апр.

    5. Выступление министра просвещения ТАССР М.И. Махмутова на II сессии Верх. Совета ТАССР о перестройке работ школ Татарии.– Сов. Татария,1959, 21 мая.

    6. Советский учитель.– Сов. Татария, 1959, 13 авг.

    7. Укытучылар съездын каршылап.– Сов. Татарстаны, 1959, 20 окт.– Соавторы: А. Борһанов. (Встречая съезд учителей.)

    8. Перед съездом учителей.– Сов. Татария, 1959, 28 окт.– Соавтор: А. Бурганов.

    9. Яңалык түргә узганда: (Татарстан укытучыларының III съезды уңае белән).– Татарстан яшьләре,  1959, 1 дек. (Новое в школьном обучении.)

    10. Татарстанда мәктәпләрне үзгәртеп кору турында.–Сов. мәктәбе, 1959, № 1, 13–17 бб. (О перестройке школ в Татарии.)

    11. Яңа уку елында мәктәпләр алдында торган төп бурычлар.– Сов. мәктәбе, 1959, №8, 1–5 бб. (Основные задачи школ в новом учебном году.)

    12. Яңа уку елы.– Сов. Татария, 1959, 1 сент. (Новый учебный год.)

    13. Татар мәктәпләрен үзгәртеп кору юлында.– Сов. әдәбияты, 1959, № 5, 74–82 бб. (На пути перестройки татарской школы.)

    14. Перспективы татарской  школы.– Нар. образование, 1959, № 9, с. 14–19, с ил.

  • 1960

    15. Под знойным небом Индии: (Путевые заметки).– Сов. Татария, 1960, 14, 26 апр. с ил.

    16. За мастерство в педагогическом труде.– Сов. Татария, 1960, 17 мая,– Соавтор: А. Бурганов.

    17. Против трафарета в педагогическом труде.– Учит. газ., 1960, 9 июля, с портр.

    18. За творчество в педагогическом труде.– Сов. Татария, 1960, 16 июля.

    19. Дружите со знаниями: Беседа  с Министром просвещения ТАССР М.И. Махмутовым.– Комсомолец Татарии, 1960, 31 авг., 1 сент.

    20. Коммунизм төзүнең хәзерге этабында гомуми белем, хезмәт политехника мәктәбе һәм укытучыларның бурычлары.– Сов. мәктәбе, 1960, № 1, 10–17 бб. (Общеобразовательная, трудовая политехническая школа на современном этапе построения коммунизма и задачи учителей.)

    21. Перестройка школ Татарской АССР.– Сов. педагогика, 1960, № 4, с. 91–98.

    22. 40 елда Татарстанда балык мәгарифе.– Сов. мәктәбе, 1960, № 6 с. 3–15 бб. (Народное просвещение Татарстана за 40 лет.)

    23. Һиндстан җирендә: (Юл язмалары).– Сов. әдәбияты, 1960, № 7, 107–121 бб. (В Индии: (Путевые заметки).)

    24. Әһәмиятле бурыч: (Яңа уку елына хәзерлек).– Соц. Татарстан, 1960, 17 апр. (Важная задача: Навстречу новому учебному году).

    25. Мәктәпләр эшен үзгәртеп коруның бер еллык нәтиҗәләре һәм алдагы бурычлар.– Сов. мәктәбе, 1960, № 8, 3–10 бб. (Итоги работы за год по преобразованию школьного дела и новые задачи.)

    26. Һиндстан җирендә.– Азат хатын, 1960, № 8, 10–11 бб. (В Индии.)

    27. Яңа уңышларга: (Яңа уку елында).– Соц. Татарстан, 1960, 1 сент. (К новым успехам: (В новом учебном году).)

  • 1961

    28. Мәңгелек җәй илендә: (Һиндстанда).– Татарстан яшьләре, 1961, 4  апр. (Там, где вечное лето: (Путевые заметки об Индии).)

    29. Школьные стройки – ударные.– Сов. Татария, 1961, 27 июня.

    30. Гарәп мәктәпләрендә: (Юл язмалары).– Сов. мәктәбе,  1961, № 6, 50–55 бб.(В школах арабских стран.)

    31. Берләшкән Гарәп республикасында.– Яшь ленинчы, 1961, 30 апр. (В Объединенной Арабской Республике.)

    32. Для обоюдной пользы: (Школа и вуз).– Учит. газ., 1961, 12 окт.

    33. Иностранные языки надо знать.– Сов. Татария, 1961, 16 нояб.

    33. Знать душу каждого ребенка.– Сов. Татария, 1961, 17 нояб.

    34. Гомуми мәҗбүри укуны тормышка ашырыйк.– Сов. мәктәбе, 1961, № 1, 3–6 бб. (Претворим в жизнь общее обязательное образование.)

    35. Мәктәп төзелеше – удар төзелеш.– Соц. Татарстан, 1961, 18 июня. (Строительство школ – ударное строительство.)

    36. Пирамидалар илендә.– Соц. Татарстан, 1961, 23, 27, 29, 30 июля, 3, 5 авг. (В стране пирамид.)

    37. Яңа уку елы – яңа бурычлар.– Сов. мәктәбе, 1961, № 8, 7–12 бб. (Новый учебный год – новые задачи.)

    38. О начальном и среднем образовании в Советском Союзе.– Дамаск, Издание Дамаск. ун-та, 1961.– 11с.– На арабском языке.

    39. О народном образовании в СССР.– Аль-Маджалла ас-Суфиятия (издание Сов. информ. бюро), Каир, 1961, №4, с. 5 – На араб. яз.

    40. Интервью с министром просвещения Татарской АССР корреспондента газеты "Аль-Маса" Жили Абдрахмана.– Аль-Маса, 1961, 23 янв.,– На араб. яз.

  • 1962

    41. Барысы да сезнең өчен, балалар.– Татарстан яшьләре, 1962, № 1, сент. (Все для вас, дети.)

    42. В школах Востока.– Литература и жизнь, 1962, 28 марта.

    43. Укытучы исемен югары тотарга.– Татарстан коммунисты, 1962, №5, 36–42 бб. (Высоко нести  звание учителя.– Коммунист Татарии, 1962, № 5, с. 36–42.)

    44. Все дети должны учиться.– Сов. Татария, 1962, №1, сент.

    45. Советская школа на новом этапе.– Сов. Татария, 1962, 15 нояб.

    46. Түгәрәк өстәл янында: (Татарстан АССР мәгариф министры М.И. Махмутовның сорауларына җаваплары)– Соц. Татарстан, 1961, 22 авг. (За круглым столом: Ответы министра просвещения Татарской АССР М.И. Махмутова на вопросы читателей.)

    47. XXII съезд күсәтмәләре яктылыгында: Татарстанда халык мәгарифе алдындагы бурычлар.– Сов. мәктәбе, 1962, №1, 2–4 бб. (В свете решения XXII съезда: Задачи народного просвещения в Татарии.)

    48. Окно в новый мир: О роли школы.– Сов. Татария, 1962, 28 янв.

    49. Иностранный язык в национальной школе.– Иностранные языки в школе, 1962, №1, с. 108–117.

    50. В школах Татарии.– Нар. образование, 1962, №3, с. 12–15.

    51. Киләчәккә лаеклы алмаш тәрбиялик: Мәктәпнең тормыш белән элемтәсен ныгыту турындагы Законның үтәлеше турында.– Соц. Татарстан, 1962, 15 нояб. (Подготовим достойную смену: О претворении в жизнь Закона об усилении связи школы с жизнью.)

  • 1963

    52. На уровень новых задач: перестройку органов народного образования Татарии.– Учит. газ., 1963, 26 янв.

    53. Поиски и результаты: О повышении эффективности урока.– Учит. газ., 1963, 18 апр.

    54. Высокое звание советского педагога.– Сов. Татария, 1963, 21 авг.

    55. Татарстан мәктәпләрендә укучыларның танып-белү мөстәкыйльлеген һәм активлыгын үстерү юллары.– Сов. мәктәбе, 1963, №3, 3–9 бб. (Пути повышения самостоятельности и активности в процессе обучения в школах Татарии.)

    56. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии.– Сов. педагогика, 1963, №5, с. 10–26.

    57. Развитие познавательной активности учащихся.– Нар. образование, 1963, №8, с. 29–35.

    58. Яңа уңышларга, укытучы иптәшләр.– Соц. Татарстан, 1963, 21 авг. (К новым успехам, товарищи учителя.)

    59. Партиябез Үзәк Комитетының июнь Пленумы күрсәтмәләрен тормышка уңышлы ашырыйк.– Сов. мәктәбе, 1963, №10, 4–7 бб. (Успешно претворим в жизнь решения июньского Пленума Центрального Комитета нашей партии.)

  • 1964

    60. Решая судьбу школьника: О проблеме второгодничества.– Сов. Татария, 1964, 2 июня.

    61. О распространении передового опыта: Выступление на Всероссийском совещании по народному образованию.– Учит. газ., 1964, 13 авг.

    62. Мәктәпкә: Яңа уку елы уңае белән.– Татарстан яшьләре, 1964, 1 сент. (В школу: По случаю нового учебного года.)

    63. Об индивидуальности обучения.– Нар. образование, 1964, №2, с. 10–14.

    64. Дәрестә эзләнүле, проблемалы ситуация тудыру.– Сов. мәктәбе, 1964, №2, 8–13 бб., №3, 10–15 бб. (Создание поисковой, проблемной ситуации на уроке.)

    65. Барлык балаларга ныклы белем.– Соц. Татарстан, 1964, 2 июня. (Всем учащимся – прочные знания.)

    66. Барлык укучыларга да ныклы белем.– Сов. мәктәбе, 1964, №8, 2–6 бб. (Всем учащимся – прочные знания.)

    67. Яңа уку елы башланды.– Азат хатын, 1964, №9, 2-б. (Новый учебный год начался.)

  • 1965

    68. Учить школьников самостоятельности.– Сов. Татария, 1965, 1 сент.

    69. Татар теле һәм әдәбиятын укыту процессында укучыларга коммунистик тәрбия бирү.– Сов. мәктәбе, 1965, №2, 2–14 бб. (Коммунистическое воспитание на уроках татарского языка и литературы.)

    70. Из опыта методов руководства.– Нар. образование, 1965, №7, с. 24.

  • 1966

    71. О просвещении в республике.– Учит. газ., 1966, 1 марта.

    72. Мыслить, искать, находить: Об опыте проблемного обучения в школах Татарии.– Учит. газ., 1966,12 мая.

    73. Курс – на всеобщее среднее... О переходе к всеобщему среднему образованию.– Сов. Татария, 1966, 10 июля.

    74. Тәрбия осталыгына өйрәнергә: Укытучылар көненә карата.– Татарстан яшьләре, 1966, 1 окт. (Учиться мастерству воспитания: К дню учителя.)

    75. Сузыклар гармониясенә карата.– Сов. мәктәбе, 1966, №6, 23–27 бб.

    76. Төп юнәлеш: Гомуми мәҗбүри урта белемгә күчү.– Соц. Татарстан, 1966, 17 июля.

    77. Основное направление: О переходе к всеобщему среднему обязательному образованию. – Соц. Татарстан, 1966, 17 июля.

    78. Эшнең сыйфатын күтәрик: Республика мәктәпләре тормышыннан.– Сов. мәктәбе, 1966, №10, 2–7 бб. (Забота о качестве: Из опыта работы школ Татарии.)

    79. Когда нет равнодушных: О борьбе с второгодничеством. Из опыта школ Татарской АССР.– Семья и школа, 1966, №11, с. 32–33.

  • 1967

    80. Содержание обучения – ключевая позиция.– Сов. Татария, 1967, 7 февр.

    81. Укытучының җаваплылыгы.– Соц. Татарстан, 1967, 7 февр. (Ответственность учителя.)

    82. Мәктәп һәм аның проблемалары.– Татарстан коммунисты, 1967, №3, 21–27 бб. (То же на русском языке: Общеобразовательная школа, ее проблемы.– Коммунист Татарии, 1967, №3, с. 21–27.)

    83. С миссией мира: О поездке автора в страны Ближнего Востока.– Сов. Татария, 1967, 18, 21 марта.

    84. В добрый путь, наставники юных: (К началу нового учебного года в школах).– Сов. Татария, 1967, 1 сент.

    85. Долой неграмотность: О международном дне распространения грамотности.– Учит. газ., 1967, 7 сент.

    86. Күңелләрне күтәрә, сокландыра: Октябрьдан соң Татарстанда халык мәгарифе һәм культурасы.– Соц. Татарстан, 1967, 25 окт. (Радует и восхищает: Достижения народного просвещения и культуры в Татарии после Октября.)

    87. Иң мөһиме: Октябрь һәм халык мәгарифе.– Кызыл даң, Уфа, 1967, 26 окт. (Самое главное: Октябрь и народное просвещение.)

    88. Великое завоевание Октября: От ликбезов к всеобщему среднему образованию.– Сов. Татария, 1967, 15 н

    89. Пути повышения качества знаний учащихся в школах Татарской АССР.– Сов. педагогика, 1967, №2, с. 47–54.– Соавтор: П.Р. Атутов.

    90. Проблемное обучение в опыте передовых учителей Татарии.– Нар. образование, 1967, №4, с. 2–16, №6, с. 2–14.

    91. Көнчыгышта таң нурлары: Якын Көнчыгыш илләрендә тынычлык миссиясе уңае белән баруы турында.– Соц. Татарстан, 1967, 12–16 мая. (Заря на Востоке: Путевые заметки о странах Ближнего Востока.)

    92. Перспектива белән эшләргә: Мәктәпләрдә яңа уку елы алдыннан.– Сов. мәктәбе, 1967, №8, 2–6 бб. (Работать с перспективой: К началу нового учебного года.)

    93. Проблемалы укыту нигезләре турында.– Сов. мәктәбе, 1967, №10, 2–7 бб.; № 12, 2–8 бб.; 1968, №1, 31–39 бб.; №2, 36–41 бб. (Об основах проблемного обучения.)

    94. 50 елда Татарстанда халык мәгарифе.– Сов. мәктәбе, 1967, №11, 5–13 бб. (Народное просвещение Татарии за 50 лет.)

    95. Удивительное время: Народное образование в Татарской АССР после Октября.– Коммунизм ялаве, Чебоксары, 1967, 26 окт.– На чуваш. языке.

    96. Иң мөһиме: Октябрь һәм халык мәгарифе.– Сов. Башкортстаны, 1967, 26 окт.– На башк. яз. (Самое главное: Октябрь и народное просвещение.)

    97. Проблемы капиталовложений в образование в СССР.– Капиталовложение в образование (ЮНЕСКО),– Бангкок, 1966, сс. 341–453. (На англ. яз.)

    98. Интервью М.И. Махмутова корреспонденту журнала Фрай Вельт.– Фрай Вельт, Берлин, 1967, №50 (декабрь), с. 37, с. портр. (На нем. яз.) Психологический сборник.– Берлин; 1978, 5, сс. 153–176. (На нем. яз.)

  • 1968

    99.  Время учителя.– Сов. Татария, 1968, 21 февр.

    100. Любознательность за работой: О применении методики проблемного обучения в школах Татарии.– Известия, 1968, 7 июня; 6 июня веч. выпуск.

    101. Качество обучения – главное.– Сов. Татария, 17 авг.

    102. И родной и русский: О совершенствовании методики обучения русскому языку в татарской школе.– Русский язык в национальной школе, 1968, №3 с. 23–28.

    103. Школа села и ее проблемы.– Нар. образование, 1968, №5, с. 17–23.

    104. Проблемное обучение.– География в школе, 1968,№ 5, с. 36–48.

    105. Республика мәктәпләренең хәзерге чорда кайбер үсеш проблемалары.– Сов. мәктәбе, 1968, №6, 2–7 бб. (Некоторые проблемы развития школ Татарии на современном этапе.)

    106. Укытучының дәрәҗәсен күтәрү – укытучының намус эше.– Сов. мәктәбе, 1968, №9, 2–5 бб. (Повышение авторитета учителя – дело чести педагогов.)

    107. Укытучының намус эше.– Соц. Татарстан, 1968, 1 сент. (Дело чести учителя.)

    108. В дружбе с наукой: 50 лет Казанскому педагогическому институту.– Сов. Татария, 1968, 23 окт.

    109. Безнең урамда бәйрәм: Казан дәүләт пединститутына 50 ел.– Соц. Татарстан, 1968, 23 окт. (На нашей улице праздник:  50 лет Казанскому гос. пединституту.)

    110. Опыт татарских учителей в проблемном обучении.– Народна просвета, София, 1968, №3, с. 5–7, №4, с. 3–12.– На болг. яз.

  • 1969

    111. Часы, минуты учителя: Об организации труда учителя. Ответ министра просвещения Татарской АССР на письмо Р. Сабитовой.– Учит. газ., 1969, 11 марта.

    112. В интересах каждого школьника.– Сов. Татария, 1969, 16 апр.

    113. Тормыш ихтыяҗы.– Соц. Татарстан, 1969, 26 апр. (Требование жизни.)

    114. Мәктәп юбилейлар елында.– Соц. Татарстан, 1969, 20 авг. (Школа в юбилейном году.)

    115. Школа в юбилейном году.– Сов. Татария, 1969, 20 авг.

    116. Счастливого плавания, доброго пути: К началу нового учебного года.– Комсомолец Татарии, 1969,  31 авг., с портр.

    117. Ленин и татарская школа.– Укитувчилар газетаси, Ташкент, 1969, 30 нояб.– (На рус. яз.)

    118. Свет образования: К 50-летию Ленинского декрета о ликвидации неграмотности.– Известия, 1969, 26 дек.

    119. Мәгариф нурлары.– Соц. Татарстан, 1969, 26 дек. (Свет просвещения.)

    120.  Юбилейлар елын уңышлы каршылыйк.– Сов. мәктәбе, 1969, №9, 2–6 бб. (Достойно встретим год юбилеев.)

  • 1970

    121. Юбилей родного края.– Учит. газ., 1970, 25 июня.

    122. Яңа уку елы.– Соц. Татарстан, 1970, 29 авг. (Новый учебный год.)

    123. Задачи, проблемы, поиски.– Сов. Татария, 1970, 30 авг.

    124. Мәктәпкә игътибар – балаларны ярату ул.– Соц. Татарстан, 1970, 13 нояб. (Внимание к школе – любовь к детям.)

    125. Внимание к школе – любовь к детям.– Сов. Татария, 1970, 13 нояб.

    126. Мәгърифәт нуры: Татарстан АССР мәгариф министры М.И. Мәхмүтов белән журналист В. Байдерин әңгәмәсе.– Казан утлары, 1970, №2, 153–157 бб. (Свет просвещения: Беседа с министром просвещения Татарской АССР М.И. Махмутовым журналиста В. Байдерина.)

    127. О психолого-педагогическом аспекте языка обучения в национальной школе.– Русский язык в национальной школе. Баку, 1970, № (249), с. 32–48.

    128. Язык обучения и проблема творчества: О психолого-педагогическом аспекте языка обучения в национальной школе.– Русский язык в национальной школе. 1970, №2, с. 22–32.

    129. Годы, равные векам: Ленин и народное образование.– Гудок, 1970, 12 апр.

    130. Сәләт тәрбияләү – Ленин васыяте.– Сов. мәктәбе, 1970, №4, 22–27 бб. (Воспитание способности – завет Ленина.)

    131. Октябрь и татарская школа.– Сов. педагогика, 1970, №5, с. 120–130.

    132. Язык обучения и проблема развития мышления.– Сов.  мәктәбе, 1970, №5, с. 50–55.

    133. Просвещение в Татарии.– Нар. образование, 1970, №6, с. 7–12.

    134. Ликбездан – гомуми урта белемгә.– Сов. мәктәбе, 1970, №6, 5–12 бб. (От ликбеза до общего среднего образования.)

    135. Некоторые особенности проблемного обучения.– Сов. педагогика, 1970, №9, с. 49–57.

    136. Пятидесятилетие СССР и книга.– Сов. педагогика, №12, с. 84–88.

    137. От неграмотности к высотам культуры.– Бюллетень Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, 1970, №2, с. 8–12.– Издается на рус., англ., фр. и исп. яз.

    138. Трудно ли стать министром. О внедрении передовых методов обучения в школах Татарии. Аль-Маджала аль-Суфиятия, Каир, 1970, №10 (576), с. 14–15.– На араб. яз.

  • 1971

    139. От знания – к убеждению.– Известия, 1971, 8 сент.

    140. Вожатый-педагог.– Яшь ленинчы, 1971, 6 окт.

    141. Ялкынлы ленинчылар тәрбиләргә.– Соц. Татарстан, 1971, 26 март. (Воспитывать пламенных ленинцев.)

    142. Воспитывать убежденных ленинцев.– Сов. Татарстан, 1971, 26 марта.

    143. Проблемалы дәреснең үзенчәкләре.– Сов. мәктәбе, 1971, №5, 5–11 бб. (Особенности проблемного урока.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

    144. Дидактика буенча, 1971, №5,– 60 б. (Новая лаборатория по дидактике.)

    145. КПССның  XXIV съезды һәм мәктәп.– Сов. мәктәп, 1971, №6, 2–4 бб. (XXIV съезд КПСС и школа.)

    146. Чилидә челлә көннәр.– Азат хатын.– 1971, №8, 10–12 бб. (Жаркие дни Чили.)

    147. КПССның  XXIV съезды таләпләре югарылыгына.– Сов. мәктәбе, 1971, №9, 2–5 бб. (На уровень требований XXIV съезда КПСС.)

    148. Близость далекого Чили.– Нар. образование, 1971, №11, с. 85–87.

    149. Проблемалы уку-укыту процессы ничек оештырыла?– Сов. м, 1971, №12, 3–11 бб.; 1971, №1, 6–15 бб. (Как организуется процесс проблемного обучения.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

  • 1972

    150. Артык  йөк төшмиме? Мәктәп директоры хатына аңлатма. Укытуны хезмәт белән бәйләү турында.– Соц. Татарстан, 1972, 27 янв. (Не перегружаем ли? О связи обучения с трудовым воспитанием.)

    151. Эзләнүләр дәвам итә. Укытучыларның республика күләмендәге фәнни-практик конференциясе ачылу уңае белән Татарстан АССР Мәгариф министры М.И. Мәхмүтов белән журналист Р. Сәгъдиев әңгәмәсе.– Соц. Татарстан, 1972, 8 март. (Поиски продолжаются.)

    152. Уңышлар телим. Пионер оешмасына 50 ел.– Яшь ленинчы, 1972, 19 май. (Желаю успехов.)

    153. Звонок в страну открытий. Беседа с министром просвещения Татарской АССР М.И. Махмутовым. (Записала Ю. Колчанова).– Комсомолец Татарии, 1972, 1 сент.

    154. Белем баскычлары.– Соц. Татарстан, 1972, 27 дек.  (Ступени знания.)

    155. Ерактагы якын Чили.– Казан утлары, 1972, №2, 156–162 бб. (Далекое близкое Чили.)

    156. Принцип активности и сознательности в усвоении политических знаний.– Полит. самообразование, 1972, №4, с. 56–63.

    157. Китап һәм мәгърифәт.– Сов. мәктәбе, 1972, №9, 5–8 бб. (Книга и просвещение.)

    158. Яңа уку елы – яңалыклар елы.– Азат хатын, 1972, №9, 1-б. (Новый учебный год – год новостей.)

    159. Пятидесятилетие СССР и книга.– Сов. педагогика, 1972, №12, с. 84–88.

    160. Размышления в Международный год книги.– Бюллетень комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, 1972, №4, (10), с. 24–26.– Издается на рус. фр., англ. исп. яз.

    161. О структуре проблемного урока.– Народна просвета, София, 1972, №9.– На болгарском языке.

  • 1973

    162. Документ исторической важности. Об основах Законодательства о народном образовании.– Сов. Татария, 1973, 18 авг.

    163. На поверхности и в глубине. Проблемное обучение в школах Татарии.– Известия, 1973, 20 дек.; 19 дек. Моск. веч. вып.

    164. Юридические основы образования в СССР.– Советская панорама. Вестник Агентства печати Новости, 1973, 19 дек., №245, с. 1–4, разд. пагинация, со справкой об авторе.

    165. Укыту-тәрбия процессын яхшырту юлында.– Сов. мәктәбе, 1973, №1, 2–8 бб. (На пути улучшения учебно-воспитательного процесса.)

    166. Милли мәктәп үсештә.– Казан утлары, 1973, №4, 156–169 бб. (Успехи национальной школы.)

    167. Законнар нигезләре һәм практика. Халык мәгарифе турындагы Законнар нигезләре турында.– Сов. мәктәбе, 1973, №9, 18–22 бб. (Основы законодательства и практика народного образования.)

    168. Юридические основы развития школы.– Нар. образование, 1973, №12, с. 97–117.

  • 1974

    169. Мелодии Татарии.– Правда Востока, 1974, 22 мая.

    170. Боевая программа действий. Проблемы всеобщего среднего образования.– Учит. газ., 1974, 20 июня.

    171. Мәгариф бишъеллыгы.– Соц. Татарстан, 1974, 10 июль. (Пятилетка просвещения.)

    172. Среднее образование – всей молодежи. С республиканского актива по народному образованию.– Сов. Татария, 1974, 19 июля.

    173. Пятилетка просвещения.– Сов. Татария, 1974, 10 июля.

    174. Эшче яшьләргә – урта белем.– Татарстан коммунисты, 1974, №10, 71–79 бб. (То же на рус. яз.: Рабочей молодежи – среднее образование.– Коммунист Татарии, 1974, №10, с. 71–76.)

    175. Гомуми урта белемгә бару юлында.– Сов. мәктәбе, 1974, №7, 2–7 бб. (На пути к общему среднему образованию.)

    176. Любовь к книге надо воспитывать.– Нар. образование, 1974, №9, с. 28–31.

    177. Укучыларның класстан тыш китап укулары һәм мәктәп китапханәләре.– Сов. мәктәбе, 1974, № 10, 5–9 бб. (Внешкольное чтение и школьная библиотека.)

  • 1975

    178. Современный урок и пути его организации.– М.: Знание, 1975.– 64 с.– (Новое в жизни, науке, технике. Серия: Педагогика и психология, II).– 102. 270.

    179. У самого Геленджика. Очерк о ветеране Великой Отечественной войны И.В. Кириченко.– Сов. Татария, 1975, 9 мая.

    180. В тесном контакте.– Сов. Татария, 1975, 18 июня.

    181. Видеть, а не заучивать. О преподавании русского языка в национальной школе.– Учит. газ., 1975, 16 окт.

    182. Балаларга коммунистик тәрбия бирүдә мәктәп һәм җәмәгатьчелек.– Сов. мәктәбе, 1975, №7, 2–6 бб. (Школа и общественность в коммунистическом воспитании детей.)

    183. Гомуми урта белем.– Азат хатын, 1975, №9. (Всеобщее среднее образование.)

    184. Уку-укыту процессын фәнни оештыру мәсьәләләре.– Сов. мәктәбе, 1975, №9, 2–7 бб. (Вопросы научной организации учебного процесса.)

    185. Геленджик янында булган хәл. Бөек Ватан сугышы ветераны И.В. Кириченко турында очерк.– Казан утлары, 1975, №10, 103–106 бб. (У самого Геленджика.)

  • 1976

    186. Совершенствовать всеобщее среднее.– Сов. Татария, 1976, 19 февр.

    187. Веление времени. О внедрении новых методов обучения в школах. (Отклик на статью Л.В. Занкова "Новому содержанию – новую методику" в "Учит. газ." от 16 марта 1976 года.)– Учит. газ., 1976, 13 мая.

    188. Яңа институт ачылды. Газета корреспондентының Бөтенсоюз профессиональ-техник педагогика фәнни-тикшеренү институты директоры М.И. Мәхмүтов белән әңгәмәсе.– Соц. Татарстан, 1976, 25 июля. (Открылся новый институт. Беседа с директором НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР М.И. Махмутовым.)

    189. Готовить достойную смену. Беседа корреспондента газеты с директором НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР М.И. Махмутовым.– Сов. Татария, 1976, 27 июля.

    190. Актуальные проблемы обучения русскому языку в татарских школах.– Сов. мәктәбе, 1976, №1, с. 30–35.

    191. Сплав убеждений и знаний: на августовский педсовет.– Сов. Россия, 1976, 24 авг.

  • 1977

    192. Веление времени. О всесоюзной конференции по педагогике наставничества.– Сов. Татария, 1977, 1 июня.

    193. О методах обучения.– Учит. газ., 1977, 1 июня.

    194. Ученые – рабочей молодежи.– Учит. газ., 1977, 2 июля.

    195. Средняя техническая школа: мнение специалиста.– Труд, 1977, 28 окт.

    196. Педагоги в рабочих спецовках.– Известия, 1977, 17 нояб.

    197. Диалектика мышления. (Рецензия на кн.: Тангян С.А. Образование и общественный прогресс в развивающихся странах.–М.: Наука, 1975).– Нар. образование, 1977, №12, с. 107–109.– Соавтор: Л. Волович.

    198. Тәдрисдә проблемли тә'лим.– Азәрбайчан мәктәби, 1977, №10, 28–31 бб.– Соавторы: Н. Мочалова. (Проблемное обучение в преподавании.)

  • 1978

    199. Урта техник мәктәп.– Соц. Татарстан, 1978, 4 янв. (Средняя техническая школа.)

    200. Социально-психологические аспекты деятельности директора школы: (Рец. на кн.: Шакуров Р.Х. Директор школы и учительский коллектив.– Киев, 1975).– Сов. педагогика, 1978, №1, с. 144–146.– Соавтор: Т. Мальковская.

    201. "Я в рабочее время пошел – пусть меня научат". О современных проблемах профтехобразования.– Наука и жизнь, 1978, №5, с. 48–55.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    202. Актуальные проблемы педагогики профтехобразования.– Сов. педагогика, 1978, №6, с. 83–90.

    203. Сотрудничество в области образования. (Рец. на кн.: Ширинский А. СССР и развивающиеся страны в области образования.– М., 1978. На араб. яз.)– Сов. педагогика, 1978, №11, с. 138–140.

    204. Дидактические основы современного проблемного обучения. Развитие творческого мышления и проблемное обучение. Сборник статей советских психологов и дидактов. Психологический сборник.– Берлин, 1978, с. 153–176. (На нем. яз.)

  • 1979

    205. А мама против. Проблемы профориентации.– Веч. Казань, 1979, 12 янв.

    206. Реальность и перспектива. Интервью с директором НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР, академиком М.И. Махмутовым.– Учит. газ., 1979, 29 дек.

    207. Сабыйларның бәхете хакына. Халыкара балалар елы уңае белән М.И. Мәхмүтов белән әңгәмә.– Казан утлары, 1979, №10, 111–116 бб. (За счастье детей.)

    208. Рецензия на кн.: Владиславлев А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы.–М.: Мол. гвардия, 1978.– Сов. педагогика, 1979, №11, с. 142–144.– Соавтор: М. Матюшкин.

    209. НТР и общее образование трудящихся. К немецко-советскому симпозиуму по проблеме подготовки и повышения квалификации рабочих в СССР и ФРГ.– Дойч Лайнд, 24, 6 сент., 1979. (На нем. яз.) Издание ксилографическое.

  • 1980

    210. Десять тысяч ступенек познания. Каким быть школьному уроку? Интервью с академиком М.И. Махмутовым. (Записала Е. Чернобровкина.)– Веч. Казань, 1980, 13 марта.

    211. Общеобразовательная подготовка в среднем профессиональном училище.– Сов. педагогика, 1980, №2, с. 85–92.

    212. Ленинская теория отражения и проблемы дидактики.– Сов. педагогика, 1980, №4, с. 84–90.

    213. Мы за современную научно-педагогическую работу.– Советский педагог (Тбилисский пед. инст-т), 1980, 5 июня.

  • 1981

    214. В поиске неустанном. Успехи и задачи НИИ профессионально-технической педагогики АПН СССР в Казани.– Сов. Татария, 1981, 22 июля.

    215. Педагогическая наука школы за годы десятой пятилетки.– Нар. образование, 1981, №2, с. 76–88.

    216. Обучение – средство развития и воспитания.– Нар. образование, 1981, №5, с. 74–76.

  • 1982

    217. От шефства – к содружеству. О шефстве коллектива объединения "Нижнекамскнефтехим" над ПТУ.– Правда, 1982, 4 февр.– Соавтор: Н.В. Лемаев.

    218. Исследование и внедрение. О внедрении результатов исследований по педагогике в педагогическую практику школ и ПТУ. Учит газ., 1982, 20 июля.– Соавтор: Р. Шакуров.

    219. Бу илдә һәр кеше – бер шәхес. Яңа уку елы алдыннан газета сорауларына академик М.И. Мәхмүтов җавап бирә.– Яшь ленинчы, 1982, 1 сент. (В нашей стране каждый человек – личность. Ответы М.И. Махмутова на вопросы газеты.)

    220. Учить психологии. О психологии трудового коллектива.– Сов. Россия, 1982, 17 нояб.– Соавтор: Р. Шакуров.

    221. Об исследованиях по профессионально-технической педагогике.– Сов. педагогика, 1982, № 2, с. 47–51.

    222. Союз педагогической науки и современного производства.– Сов. педагогика,1982, №4, с. 17–32.– Соавторы: Л.А. Волович, В.И. Игнатьев, Н.В. Лемаев.

    223. Педагогия фәне үсештә.– Сов. мәктәбе, 1982, №12, 17–21 бб. (Педагогическая наука в развитии.)

    Читать статью Оригинал публикации

  • 1983

    224. Учебник: практика и теория. (Рец. на кн.: Зуев Д. Школьный учебник).– М.: Педагогика, 1983.– Учит. газ., 1983, 2 июня.

    225. Бригада подряды: шәхес факторы.– Татарстан коммунисты, 1983, №10, 67–74 бб. (То же на рус. яз.: Бригадный подряд: личностный фактор.– Коммунист Татарии, 1983, с. 67–74.)

    226. Порог взросления. Школа: проблемы и суждения.– Труд, 1983, 5 окт.

    227. Воля народов. Мир и разоружение.– Веч. Казань, 1983, 5 дек.

    228. Школа и педагогика в Татарии.– Сов. педагогика, 1983, №1, с. 100–104.

    229. Дәреслек төзү теориясен үстерүдә җитди адым. (Рец. на кн.: Школьный учебник .– М.: Педагогика, 1983).– Сов. мәктәбе, 1983, №9, с. 59–60 бб. (Серьезный шаг в развитии теории создания учебника.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

    230. Тарихи бу бергәлек. Татар халкының килеп чыгышы турында.– Казан утлары, 1983, №10, 147–157 бб. (Это историческое единство. Из этногенеза татарского народа.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

    231. Рец. на кн.: Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом.– М.: Педагогика, 1982.– Сов. педагогика, 1983, №10, с. 128–130.– Соавтор: Е. Климов.

    232. Обучение русскому языку в условиях билингвизма.– Сов. Педагогика, 1983, № 11, с. 23–27.

    233. Подготовка к труду в условиях бригадного подряда.– Сов. педагогика, 1983, № 12, с. 63–67.– Соавтор: Р.Х. Шакуров.

  • 1984

    234. Еллар әлифбасы. Мәктәп реформасы турында фикерләр. Нәрсә укытырга? Ничек укытырга?.– Татарстан яшьләре, 1984, 5 янв. (О школьной реформе. Чему учить? Как учить?).

    235. Ближе к потребностям жизни: обсуждаем проект школьной реформы.– Веч. Казань, 1984, 10 янв.

    236. Сыйфатка борылыш. КПСС Үзәк Комитетының мәктәпкә реформа проектын тикшерәбез.– Соц. Татарстан, 1984, 7 март. (Обсуждаем проект ЦК КПСС о школьной реформе.)

    237. Эта многоликая дидактика...– Учит. газ., 1984, 15 марта, с портр.

    238. Еще раз к вопросу о проблемном обучении.– Полит. самообразование, 1984, №2, с. 109–117.

    239. О литературном образовании учащихся ПТУ.– Сов. педагогика, 1984, № 4, с. 71–75.– Соавтор: А.И. Комаровская.

    240. Мәгърифәтче Шиһап Ахмеров.– Казан утлары, 1984, №10, 174–179 бб.– Соавторы: Э.Г. Каримуллин. (Просветитель Шигап Ахмеров.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

    241. Развитие индивидуального исследования.– Международный журнал преподавателей, Берлин, 1984, №5, сс. XII–XVI.

    242. Вопросы совершенствования общеобразовательной и общетехнической подготовки в средних профтехучилищах.– Бюллетень НИИ профессионального и среднего специального образования ЧССР.– Прага, 1984, сс. 7–20. (На чешс. яз.).– Соавтор: О.С. Гребенюк.

  • 1985

    243. Бригадный подряд: формирование личности рабочего.– Коммунист Татарии, 1985, № 3, с. 26–30.– Соавтор: Валеева Н.

    244. Как учить в профессиональной школе?– Труд, 1985, 5 нояб.

    245. От редактора. В кн.: Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: Дидактический аспект. М.: Педагогика, 1985, с. 3–4.

    246. Укытуны җитештерүчән хезмәт белән бәйләү теориясенә карата.– Сов. мәктәбе, 1985, №6, 7–9 бб.– Соавторы: В. Йоффе. (Проблемы связи общего, политехнического и профессионального образования.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

    247. Рецензия на книгу Лихачева Б.Т. "Простые истины воспитания" в ж. "Школа и производство", 1985, № 4, с. 64.– Соавтор: В.С. Безрукова. (Взаимосвязь общего и профессионального образования.)

    248. Интервью М.И. Махмутова корреспонденту журнала "Азат хатын".– Гаилә ныклыгын ничек сакларга?, "Азат хатын", 1985, №7, 18–19 бб., с портр. (Как сохранить прочность семьи?)

    249. Тенденции и перспективы. (Рец. на кн.: Ширинский А.Е. Проблемы образования в развивающихся странах.– М.: Просвещение, 1985,– 312 с.).– Нар. образование, 1985, №10, сс. 88–89.

    250. Проблемы соединения обучения с политехническим и профессиональным образованием.– Таллин: Советская школа, 1985, №8, сс. 10–12.– Соавтор: В.Г. Йоффе. (На эст. яз.)

    251. Влияние Запада и Востока на формирование ментальности россиян. На англ. яз. в Университете г. Прово, штат Айдахо. США

  • 1986

    252. "И обучать, и воспитывать".– Веч. Казань, 1986, 25 февраля.

    253. "Урок: типология, структура, анализ".– Сов. педагогика, 1986, № 2.

    254. Формы и методы общеобразовательной подготовки и коммунистического воспитания в средних ПТУ. (Под ред. М.И. Махмутова.– М.: Педагогика, 1986).

    255. Взаимосвязь общего и профессионального образования.– Сов. Педагогика, 1986, №6, с. 32-37.

  • 1987

    256. Юнеско: мост через пропасть. Воспоминания директора НИИ профтехпедагогики АПН СССР М.И. Махмутова. (Записали Н. Жданова, Б. Вахнюк).– Веч. Казань, 1987, 12-14 марта.

    257. Безнең горурлыгыбыз.– Ленин байрагы. 1987, 30 янв. (Наша гордость.)

    258. Заводка кем килер? ПТУ реформа юлында.– Соц. Татарстан, 1987, 25–26 авг. (Кто прийдет на завод? ПТУ на пути реформ.)

    259. Хәзерге дәрес. Мәктәп реформасы.– Сов. мәктәбе, 1987, №1, 2–7 бб.; № 2, 2–6 бб. (Современный урок. Школьная реформа.) Читать статью
    Оригинал публикации
    260. Хәзерге дәрес. Нәтиҗәлеккә ирешү шартлары.– Сов. мәктәбе, 1987, №3, 23–25 бб. (Современный урок. Условия достижения успехов.) Читать статью
    Оригинал публикации

    261. Работает ли урок на реформу?– Сов. педагогика, 1987, №5, с. 60–69.

  • 1988

    262. Уку-укыту теориясы бармы?– Сов. мәктәбе, 1988, №7, 8–12 бб.– Мәкт. реформасы – гамәлдә. (Есть ли теория обучения? Школьная реформа – в действии.)

    263. Токарьга алмаш кирәк. ПТУ тормышы тәҗрибә, проблемалар.– Татарстан яшьләре, 1988, 20 март. (Токарю нужна замена. Жизнь, опыт, проблемы ПТУ.)

    264. Мәгариф эшен ничек үзгәртергә? – Соц. Татарстан, 1988, 30 март. (Как изменить работу в сфере просвещения?)

  • 1989

    265. Татарская школа вчера и сегодня.– Веч. Казань, 1989, 22 апреля.

    266. Мәдәни автономия кирәкме? Профессор СССР Пед. фәннәре акад. академигы сөйли.– Соц. Татарстан, 1989, 2 апр. (Нужна ли нам автономия культуры? Рассказывает академик АПН СССР.)

    267. На сближение, а не на "отторжение". О культурно-национальной автономии в Республике.– Веч. Казань, 11 апреля.

    268. Нужен ли замахшери? О проблеме татарского языкознания.– Веч. Казань, 1989, 12 апреля.

    269. Язык мой – друг мой. О состоянии татарского языка.– Веч. Казань, 1989, 24 апреля.

    270. Милли үзенчәлек кичәгесе һәм иртәгесе.– Соц. Татарстан, 1989, 26 окт. (Национальная индивидуальность вчера и завтра.)

  • 1990

    271. Приоритет за образованием.– Веч. Казань, 1990, 30 янв.

    272. Запретить или разрешить? О приоритете интересов детей. Забота доктора педагогических наук, академика.– Веч. Казань, 1990, 26 февраля.

    273. Мөстәкыйльлеккә юл.– Соц. Татарстан, 1990, 22 авг. (Путь в независимость.)

    274. Частичные изменения не помогут. О проблеме профессионального образования.– Веч. Казань, 1990, 13 июля.

    275. Рөхсәт итәргәме, әллә тыяргамы?– Татарстан яшьләре, 1990, 3 март. (Разрешить или запретить?)

    276. Фикерләргә өйрәтәбезме? СССР Пед. фән. акад. Махсус урта мәкт. фән. тикшеренү ин-ты дир., акад. М. Мәхмүтов сөйли.– Соц. Татарстан, 1990, 9 окт. (Учим ли мыслить?)

    277. Региональный колледж. О Елабужском центре профессионального образования.– Нар. образование, 1990, № 5, с. 59–66.

    278. Региональный учебный центр. О профессиональных учебных заведениях Татарии.– Проф.-техн. образование, 1990, № 4, с. 42–43.

    279. Әйдә, халыкка хезмәткә..."Ватан" жәмгыяте рәисе, академик М.И. Мәхмүтов б-н хәбәрче әңгәмә.– Казан утлары, 1990, №7, 193–194 бб. (Давайте служить народу... Беседа журналиста с председателем о-ва "Ватан", академиком М.И. Махмутовым.)

    280. Профессиональные колледжи. Ст. в сборнике "Перспективы подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов в высших профессиональных училищах", казань, 1990, с.3-33

    Читать статью
    Оригинал публикации

  • 1991

    281. Л.З. Шакирова. Профессор Казанского педагогического института.– Рус. язык в СССР , 1991, №3, с. 60–61.

    282. Базар һәм һөнәргә белем.– Мәгариф, 1991, №6, 5–7 бб. (Наука рынка и профессий.)

    283. Океанның аргы ягында. Академик АКШта алган тәэсирләре б-н уртаклаша.– Шәһри Казан, 1991, 1–2, 6 май. (По ту сторону океана. Академик делится впечатлениями, полученными в США).)

    284. Рынок и профессионализм работников.– Профессионал, 1991, № 8, с. 1–5

    Читать статью
    Оригинал публикации

  • 1992

    286. Региональный колледж – прорыв к мировым стандартам.– Изв. Татарстана, 1992, 19 февр.

    287. Нужна ли нам своя Академия?– Сов. Татария, 1992, 21 января.

    288. Кунаклар гынамы, әллә фикердәшләрдәме?– Ватаным Татарстан, 1992, 5 февр. (Только ли гости, или единомышленники?)

    289. Күрше белән гәпләшү "керү", "чыгу" һәм федерациянең киләчәге турында.– Татарстан хәбәрләре, 1992, 7 май. (Дискуссия с соседом о входе, выходе и будущем федерации.)

    290. Милләтнең көче – гыйлемдә. "Ватан" җәмгыяте Президенты, академик М. Мәхмүтов б-н әңгәмә. (Язып алды Ф. Баттул).– Татарстан, 1992, № 5–6, 36–46 бб. (Сила нации – в знаниях. Беседа с президентом об-ва "Ватан", академиком М.И. Махмутовым. Записал Ф. Баттул).)

    Читать статью

  • 1993

    291. Мост дружбы. О работе об-ва "Ватан", занимающимся развитием культурных связей с зарубежными соотечественниками.– Изв. Татарстана, 1993, 11 марта.

    292. Учитесь, казанцы!– Запад вам поможет. Беседа с основателем колледжа, академиком М.И. Махмутовым об особенностях ТАРК. (Записал Н. Коновалов).– Веч. Казань, 1993, 17 мая.

    293. Образование – это прогресс.– Татарстан, 1993, №9, с. 24.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    294. Татарлар Америкада.– Мирас, 1993, №4, 102–105 бб.; №5, 103–108 бб. (Татары в Америке.)

  • 1994

    295. Учиться бизнесу.–Татарстан, 1994, № 5/6, с. 18–25. Соавтор: Д.М. Шакирова

    Читать статью
    Оригинал публикации

    296. Татарның кемлеген дөньяга таныттык. – Шәһри Казан, 1994, 1 янв. (Познакомим мир с татарским народом.)

  • 1995

    297. Новые шаги профессиональной педагогики.– Казанский педагогический журнал– Профессиональное образование, 1995, январь, с. 10–16.

    298. Евразийский проект – взгляд из Татарстана.– Татарстан, 1995, №7/8, с. 3-13.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    299. Евразия – новый союз?– Республика Татарстан, 1995, август.

    300. Иждивенческая психология и менталитет. М.И.Махмутов, Сб. Научные труды, том 2, казань, 1995, с.20-28

    Читать статью
    Оригинал публикации

  • 1996

    301. Очерки о перестройке.– Казань, 1996

  • 1997

    302. Профессия - крылья народа. (на татарском) - Магариф, № 8,  1997.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    302 (2). 1. Инновационное учебное заведение в системе начального и среднего профессионального образования.Под редактор педагогических наук М.А. Чошанова.-Казань: АБАК, 1997.

    Оригинал публикации

    303. Профессия и язык обучения. ж. Фән һәм тел, Казань, 1997.

    304. «Формирование  национального  самосознания», «Мәгариф» , № 9, 1997. 

    305. О философии образования и национальном самосознании.- Научный Татарстан, №3-4, 1997, с.70-79

    Читать статью
    Оригинал публикации

  • 1998

    306. О философии образования и национальном самосознании, на рус. и тат. яз, стр. 600-614. В кн.: «Татары в современом мире», Казань, 1998

    307. Проблемы  национального обучения и воспитания. Мәгариф, № 1, с. 2-6, 1998

    Читать статью
    Оригинал публикации

    308. О  философии образования и национальном самосознании. - Научный Татарстан, № 3-4, 1997.

    309. В чем же суть философии образования? В кн.: С заботой о будущем. Казань, 1998, с. 52 – 56.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    310. В русле делового настроя. Научный Татарстан, 1998, № 1, с. 22-23.

  • 1999

    311. Воспитание нравственного сознания. Мәгариф, 1999, № 4, с.4-6;  № 6, с.  2-5.

    Читать статьюОригинал публикации

    312. Легко ли стать мусульманином? (размышления о религиозно - нравственном воспитании). «Мир Ислама» (Казань), №1, 1999, с. 25-50 .

    313. К вопросу об  интеллектуальном  потенциале  россиян. Новитас , №5, 1999.

    Читать статью

    314. Духовная сила Корана. Народное образование, №6, 1999, с.231-237.

    315. Не силой букв  алфавита. Народное образование, №6, 1999, с.219-221.

    316. К вопросу  о единстве России. Договор  Российской Федерации и Республики  Татарстан: пять лет  развития. Госсовет республики, Казань, 1999 год. С . 172 –176.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    /table

    317. Стратегическое  планирование в  условиях глобальных перемен. Научный Татарстан, № 1 , 1999 , с. 42-49.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    318. Хәзер халык башка... Zaman, №37 от 10 сент.1999. (Интервью  газете Заман.)

    319. Кем сез, академик Мирза Махмутов? Интервью газете Татарстан яшьләре (на тат. яз.) от 7 октября  1999 года, № 42-43.

    320. Глобальное  мышление. Сб. Проблемы преподавания английского, татарского, русского и арабского  как  второго  языка в Татарстане  и зарубежной  высшей  школе. Казань (ТАРИ),1999 с. 6-13.

    321. О факторах, влияющих на экономический  потенциал  России. В сб. Экономическое образование и развитие региона. Казань (ТАРИ),1999,  с.5-11.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    321 (2). Novitas. Главный редактор - доктор биологических наук,проф. У.Ш.Ахмеров. Казань. 1999.

    Оригинал публикации

    322. Педагогика и ментальность татарского народа в контексте "Запад - Восток".  В  сб. ИЯЛИ, под. ред.  М.З. Закиева

  • 2000

    323. Кто вы, Мирза Исмаилович? Интервью на тат. яз.  Мәдәни  җомга , 2000, 23 фев.

    324. Яркий  представитель  своего  народа. В кн.: Татарское  возрождение. Эпоха и личности. Казань: Фән. 2000. с 47-58.

    325. О переводах Корана на татарский язык. Казан утлары, № 5, (май), №6, № 7, 2000 г. , 65 страниц.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    325 (2). Мәгариф. Главный редактор - Фәрит Шәрифуллин. Казань,№5. 2000

    Оригинал публикации

    326. Нет ли снижения интеллектуальных возможностей россиян? Мәгариф, 2000, № 5 -6, 7. (45 стр.)

    Читать статью
    Оригинал публикации

    327. К вопросу об интеллектуальном потенциале россиян, Казань, Новитас, 2000. № 5. Интеллектуальный потенциал общества: причины и следствия. Педагогика. М., № 12, 2000.

    328. Яркие вехи жизненного пути. Научный Татарстан. 2000, № 2, c. 9-18.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    329. Вопросы перевода Корана на татарский язык. Ватаным Татарстан, 2000, 3 марта.

    330. С чем пришел на юбилей? Республика Татарстан, 2000, 24 июнь.

    331. Интервью на тата. яз. газете. Заман, 2000, 26 февр.

  • 2001

    332.    Интервью. газ.  Известия  Татарстана, март 2001.

    333. Язык  спасать надо, а не буквы алфавита  менять. Восточный экспресс, 2001,  № 46, 21-29 декабря 2001.

    334. Интеллектуальный  потенциал  россиян: причины и следствия. Интеллектуальные  ресурсы. 2001 №3, с.6-8.

    335.  Махмутов М.И. Семья  - основа общества. В   указанном  сборнике. С 4-14.

    336.  М.И. Махмутов. Интеллектуальный потенциал россиян: причины и следствия. 2001

    Оригинал публикации

    336 (1).  М.Ш.Шаймиев: Такими людьми, как Мирза Махмутов, Татарстан гордится. 4 мая 2001.

    Оригинал публикации

    336 (2). Алтарнын алтын улы. Әнвәр ХУҖИӘХМӘТОВ. «Мәдәни җомга” газетасы 27 апрель, 2001 ел

    Оригинал публикации

    337. Мирза Махмутов как личность - символ. Г.Н. Волков. 2001 (3 стр.)

    Оригинал публикации

    338.  Махмутов  М.  Статья о  министре  Ф.Ф. Харисове.  ж. Мәгариф, 2001 г.

    339. Махмутов М.И. Человеческий  фактор глазами  педагога. Профессиональная  педагогика. ИСПО №1, 2001, c. 76-86.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    340. Махмутов М. Интеллектуальный  потенциал общества:  причины  снижения. Педагогика. 2001. № 11.

    341. Махмутов М.И.  Интеллектуальный потенциал.  Сб. ТАРИ . Казань.  2001 c..

    342.Бар яңарышның төп максаты. ж.Казан, №12, 2001, с.69-72

    Читать статью
    Оригинал публикации

    343. Главная цель всех реформ. ж.Казань, №12, 2001, с.69-72

    Читать статью
    Оригинал публикации

    344. Педагогика и ментальность татарского народа в контексте  Запад - Восток.  Сб. научных  статей, ИЯЛИ, Казань, 2001.

    345.К вопросу о культуре перевода.  Мирза Казем - Бек  и отечественное  востоковедение. КГУ, Казань, 2001, c. 129-137.

    346. Постсоветская  Россия: необходимость новых  перемен. Сб. науч. статей. КГТУ, Казань, 2001, c. 101-117.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    347. Слагаемые роста экономики.- Научный Татарстан, №4, 2001, с.64-72.

    Читать статью
    Оригинал публикации

  • 2002

    348. Необходимость перемен. Звезда Поволжья, февраль, 2002.

    349. Махмутов М.И., Шакирова Д.М. Нежметдинова Ф.Т. Интеллектуальный потенциал: есть ли перспективы? Татарстан, №1, 2002 г., c.48-51.

    350. Нуждается ли ислам в защите? (ответ В. Аксенову). Шахри Казан, март, 2002.

  • 2003

    351. В вопросе о терроризме и его истоках. Звезда Поволжья, №№14-18, 20, 22, 2003 г.

    352. М.И. Махмутов, Д.М.Шакирова. Зачем нам нужен татарский университет?&Республика Татарстан, 29 марта, 2003.

    353. Что мешает диалогу культур? Звезда Поволжья, №40-42, 2003.

    354. Рухиятнең тамырлары кайда? Казан, Иман, 2002.

    355. К вопросу о терроризме и его истоках. Перспективы развития современного общества, вып. 11, часть 1, изд-во. КГТУ, Казань, 2003, стр. 187-229.

    Читать статью
    Оригинал публикации

    355 (2). «Тари – образование как know how». Газета «Комсомольская правда», статья «Достояние республики». журналист Оксана Кузнецова. 9сентября 2003

    Оригинал публикации

  • 2004

    356. Интервью с Агеевой Л. В. в газете «Казанские истории», 7-10 декабрь, 2004.

    357. Концепция татарского университета. Республика Татарстан, март, 2004.

    358. Пыяла өйдә яшәсәгез – таш атмагыз. (Ответ проф. А.Кураеву на статью в «Известиях»). Ватаным Татарстан, октябрь, 2004.

    359. Мәгълумати корәштә мәдәнилек (Культура в информационнойp; войне). Казан утлары, №4-5, 2004, 35 стр.

    360. В чем  обвиняют ислам. «Татарстан», № 4, (на рус. и татар. яз),2004, 16  стр.

    361. Ответ директору  школы  (татарская   школа  и ислам).  «Татарстан»,   № 9, 2004, , с.37-39 .  

    362. «Сыныкка  сылтау  итеп» (по поводу и без повода).  ж. «Мәйдан» (Челны ) на татар. яз.  2004,  стр.17-27.  

    363. Об  истории  арабской  культуры. ж.  «Новитас», под ред. Ахмерова,   2004, 16  стр. 

  • 2005

    364.   Коръән  тәфсире татар   телендә  булганда.  Вестник  Российского  исламского   университета,  № 1. Стр.  29   - 35.

    365. «Об  интеллектуальном  потенциале».  Статья  в  монографию  Интеллект,  мышление, память. ТАРИ.   2005.

    365 (2). Миллэтебез ни хэлдэ. Журнал Татарстан. 2005

    366.    Интервью   Валиеву  Разилю.  «Татарстана»,  № 4. 

Академия наук Республики Татарстан
НИИ Прикладная Семиотика АН РТ